История с середины 1-го тысячелетия до н.э. до 2 в. н. э.

оглавление

Музыка. Изобразительное искусство и архитектура

Музыка

Урок музыки в афинской школе. Изображение на краснсфигурном сосуде.  Работа вазописца Дуриса. Первая половина V в. до н. э. Многие поэтические легенды и мифы указывают на высокое значение, которое греки придавали музыке: Орфей своим пением зачаровывал диких зверей, деревья и скалы; под звуки лиры Амфиона послушно ложились камни при постройке Фив. Все эти сказания и мифы свидетельствуют о глубокой вере греков в силу музыки. Эстетические учения складывались в Греции в значительной мере под влиянием музыкальных впечатлений и музыкальных теорий. Выражение «гармония» имело у греков необычайно широкое значение. Писатели пользовались им, например, говоря о дениях архитектуры. В среде пифагорейцев создалось учение о гармонии небесных сфер: светила в своём движении рождают звуки, соответствующие тем, которые употребительны в музыке. Музыка была тесно связана (особенно в Спарте) с гимнастическими упражнениями и военной тренировкой юношей.

У грекоп существовали струнные, духовые и ударные инструменты. Смычковых инструментов они не знали. Струнные инструменты нередко обозначались общим названием - лира (хотя, наряду с лирой в собственном смысле слова, большим распространением пользовались также кифара, барбитон и другие инструменты).

Афинский  акрополь Вид со стороны Пропилеи. Современное состояние К числу духовых инструментов принадлежали флейта и различные виды труб. Важнейшими ударными инструментами были кимвалы и тимпаны. Противопоставление лиры (или кифары) и флейты стало классическим в греческой литературе. Кифара - инструмент светлого бога Аполлона, бога гармонии, предводителя муз, её звуки - очистительные и болеутоляющие. Наоборот, музыка флейты говорит на языке страсти, это-музыка бога Диониса.

Дискобол. Скульптура Мирона. Середина V в. до н. э. Римская копия. Мрамор Инструментальная музыка начала развиваться ещё в архаическую эпоху и получила дальнейшее развитие в V в. до и. э. К сожалению, до нас дошло лишь очень небольшое количество памятников греческой музыки. Первоначально игра на музыкальных инструментах сводилась главным образом к аккомпанементу - служила как бы опорой для певца в его пении: на инструменте брались те же ноты, которые пел певец. Лишь постепенно развилось «разноголосие» (гетерогония),т.е. звуки голоса и звуки сопровождения перестали совпадать. Вынужденная приспособляться к богатству стихотворных размеров, к приёмам декламационного пения, греческая музыка достигла высокого ритмического разнообразия. Напротив, в гармоническом отношении (одновременное звучание нескольких звуков) она развития по получила. Греция знала лишь созвучия, одновременное звучание двух нот, и не знала аккордов, состоящих из трёх и более звуков. Хоры исполнялись в унисон, не было ни многоголосия, ни оркестра.

Основа музыкальной теории и музыкальной акустики была заложена в Греции Пифагором и пифагорейцами. По преданию, Пифагор установил соотношение между высотой звука и длиной струны: чем длиннее струна, тем звук ниже. Простейшим отношениям длин (1 : 2, 3 : 2, 4 : 3) соответствуют благозвучные интервалы (октава, квинта, кварта). В отличие от пифагорейцев ученик Аристотеля Аристоксен (конец IV в. до н. э.) стал придавать основное значение не математическим изысканиям, а реально слышимым соотношениям между звуками. Противоположность этих двух направлений долго сохранялась и определила два различных пути музыкально-теоротическихисследований. Ко времени Аристоксенасформировалась и нотация, т. е. обозначение звуков условными знаками. Для этой цели пользовались буквами. Нотация вокальной и инструментальной музыки была различной.

Изобразительное искусство и архитектура

V и IV вв. были временем подлинного расцвета греческого изобразительного искусства. Это один из наиболее значительных периодов в истории мирового искусства в целом. В V в. до н. э. впервые в истории человечества в Греции развивается художественное творчество, стоящее на почве высокого и сознательного реализма. Условность и схематизм архаического периода были преодолены. Черпая свои образы из действительной жизни, выражая наиболее передовые идеи своего времени, греческие мастера создают величайшие произведения, которыми впоследствии вдохновлялись и которым подражали лучшие представители мирового искусства.

К сожалению, подавляющее число памятников художественного творчества первой половины V в. не дошло до нашего времени: монументальная живопись известна лишь по описаниям или воспроизведениям отдельных её сюжетов на вазах, произведения греческих скульпторов - по копиям более позднего времени или воспроизведениям на монетах, от многих архитектурных сооружений сохранились лишь фундаменты.

Краснофигурпый сосуд из Орвието с изображением аргонавтов. Аттическая живопись в стиле Полигнота. Середина V в. до н. э. Такова была судьба произведений и великого греческого живописца Полигнота (середина V в.), влияние которого не только на живопись, но и на скульптуру ясно чувствуется на протяжении всего V в. Из фресок Полигнота, украшавших так называемый «Пёстрый портик» в Афинах, не сохранилось ни одной: они известны нам лишь по позднейшим описаниям. Полигнот впервые создал сложные многофигурные композиции, используя наиболее драматические сюжеты греческой мифологии и истории. Известное представление о композиционных и изобразительных приёмах Полигнота даёт современная ему краснофигурная вазовая живопись. Расписывавшие эти вазы художники, несомненно, руководствовались образцами живописи Полигнота.

Существенный сдвиг произошёл и в пластическом искусстве. Скульпторы V в. отошли от господствовавшего в архаическом искусстве принципа схематической и неподвижной трактовки человеческой фигуры. Уже к середине V в. в творчестве трёх наиболее прославленных скульпторов - Мирона, Фидия и Поликлета - греческая пластика достигает классического совершенства.

Храм Пика Аптерос в афинском Акрополе. Конец V в. до н. э.

Расцвет творческой деятельности Мирона, уроженца Элевфер, приходится на вторую четверть V в. Он прославился изображениями атлетов—победителей на состязаниях; сохранились копии его «Дискобола» и отдельных фигур скульптурной группы, изображающей Афину и Марсия. В первом из этих произведений Мирон запечатлел наиболее характерный момент в движении атлета, мечущего диск. Группа «Афина и Марсий» отличается тонкостью психологической характеристики каждого из этих образов.

Дорифор (копьеносец). Скульптура Поликлета. Вторая половина V в  до н. э. Бронза. В несколько ином направлении развернулась творческая деятельность другого великого скульптора рассматриваемой эпохи — аргосца Поликлета (вторая половина V в.), выразителя строгих дорических идеалов. Он пытался установить систему математически точных пропорций человеческого тела, изложив эту систему в особом теоретическом трактате «Канон». Хотя популярность Поликлета была очень велика, некоторые современники уже упрекали его в однообразии.

Вторая половина V в. до н. э. ознаменовалась ещё одним важным сдвигом в изобразительном искусстве: художники Аполлодор из Афин, Зевксис из южноиталийской Гсраклеи и Паррасий из Эфеса, стремясь к созданию живых человеческих образов, разработали линейную и воздушную перспективу, светотеневую моделировку, более тонкий и богатый колорит. Это имело такое же значение для дальнейшего развития живописи, как отказ от архаического принципа неподвижности в скульптуре.

Афина. Скульптура Фидия.  Вторая  половина  V в. до н. э. Уменьшенная римская копия. Мрамор. Шедевром мировой архитектуры является ансамбль афинского Акрополя, возникший во второй половине V в. После возведения новых оборонительных сооружений (так называемые «Длинные стены») Акрополь утратил своё былое значение главного городского укрепления. В результате новой застройки он приобрёл характер религиозного и художественного центра города. В Акрополе сохранялась казна афинян и союзников. Сюда направлялись из города в праздничные дни торжественные процессии. Ансамбль Акрополя был создан трудами лучших мастеров этой эпохи. При Перикле зодчими Иктином и Калликратом был построен храм Афины-Девы, Парфенон. Вслед за тем у входа в Акрополь возникли мраморные Пропилеи и небольшой храм Никэ Аптерос — бескрылой Победы (афиняне изображали её бескрылой, считая, что, не имея крыльев, она никогда не покинет их). Несколько позднее был построен Эрехтейон, храм, объединивший древнейшие культы города, в том числе культ легендарного царя Афин Эрехтея.

Характерными особенностями ансамбля Акрополя являются его свободная асимметричность, гармония с окружающей природой. Естественные особенности рельефа оставлены почти нетронутыми. Ансамбль раскрывается в определённой последовательности, здания обращены к зрителю под некоторым углом. Нет мёртвой симметрии, однообразного повторения в деталях.

Архитектурные формы органически сочетались с другими видами искусства. В левом крыле Пропилеи находилось собрание картин (пинакотека). На площади Акрополя возвышалась гигантская статуя Афины-Воительницы с золотым копьём. Построенный в дорическом ордере, Парфенон получил и некоторые черты, свойственные ордеру ионическому: таков, например, фриз, проходящий по стене храма. В этом сочетании как бы отражался всеэллинский характер главного здания афинского Акрополя. Подойдя к Парфенону, можно было увидеть на фронтонах скульптурные изображения мифов, непосредственно связанных с Афиной: её чудесное появление из головы Зевса, её спор с Посейдоном за обладание Аттикой. В метопах были изображены эпизоды борьбы мифического племени лапифов с дикими кентаврами, далее — битвы с титанами, амазонками, Троянская война. На фризе стены было изображено шествие афинян (работа Фидия). Внутри храма высилась статуя Афины из слоновой кости и золота, вышедшая также из-под резца Фидия.

Парфенон. Зодчие Иктин и Калликрат. 447-438 гг. до н. э. Современное состояние. В IV в. до н. э. в греческом искусстве общий уровень художественной культуры ещё остаётся очень высоким. Развиваются новые черты, незнакомые искусству V в.,— тонкая наблюдательность, более свободное выражение индивидуальных особенностей. Но классическая гармония века Фидия уходит в прошлое. Общественный идеал греческого искусства становится менее значительным, его вытесняет психологический интерес к внутренней жизни личности.

Характерным представителем этого нового направления был знаменитый скульптор середины IV в. афинянин Пракситель. Единственная дошедшая в оригинале его работа — Гермес с младенцем Дионисом. Гермес изображён в лёгкой, непринуждённой позе, он облокотился на древесный ствол и дразнит мальчика Диониса кистью винограда.

Совсем иное впечатление производит творчество современника Праксителя, скульптора Скопаса из Пароса. Произведения Скопаса, столь же совершенные в художественном отношении, как и статуи Праксителя, проникнуты драматизмом, бурным движением. Таковы, например, фигуры из фронтонной композиции храма Афины Алей в Тегее. Здесь Скопас решительно нарушает традиционную для греческой пластики трактовку лица, придав ему полное жизненных эмоций выражение.

Гермес с младенцем Дионисом Скульптура Праксителя. Середина IV в. до н. э. Римская копия. Мрамор Третий крупнейший скульптор IV в.— младший современник Праксителя и Скопаса сикионянин Лисипп продолжает традицию Скопаса. Лисипп жил уже во время возвышения Македонии и походов Александра. Из его произведений наибольшей известностью пользуется статуя «Апоксиомен» — атлет, очищающий скребком своё тело. В творчестве Лисиппа реализм греческой скульптуры приобретает более жизненный, жанровый характер. Голова Александра, изваянная Лисиппом, — предвестие новой эпохи, эпохи эллинизма, с её культом властителя-героя.

Ряд существенных перемен вносит IV век и в область архитектуры. Архитекторы IV в. до н. э. продолжают дело Гипподама Милетского, друга Перикла, который впервые начал составлять планы строительства городов. В «гипподамовой системе» улицы пересекаются под прямым углом — принцип, необходимый для городов с развитым движением и торговой деятельностью. По этой системе была перестроена в IV в. Приена (Малая Азия). «Гипподамова система» получила большое распространение в градостроительстве эпохи эллинизма.

Таково было в общих чертах развитие эллинской культуры V—IV вв. В это время был сделан громадный шаг вперёд в познании человеком окружающего его мира, а также и в художэственном развитии человечества. Цельность, гармоничность, жизнеутверждающая сила греческого искусства, корни которого, несмотря на свой классовый характер, глубока уходили в народную почву, сделали бессмертными лучшие его творения, сохраняющие во многих отношениях значение нормы и нздосягаемого образца.