Ключевский В. О. Неопубликованные произведения

оглавление

И. А. Гончаров.

Май 1901 г.

«Обломов», «Отечественные записки}}. Мысль романа (351, 353). Только к лучшим дворянам приложимы слова Ольги (354).

- Тетка Ольги - кой-что из Екатерины II (208).

- Ольга перетонена и вышла ходульной, неясной (382-3).,

- Истое дворянство и истая служба (342 f - 343). Социально-психологический состав барина (344).

- Лучшее в Обломове - честное, верное сердце (447), его характеристика.

- Надгробие крепостному дворянству (463).

- Главные моменты в истории падения дворянства. Барин - двусторонняя жертва: 1) приказного, цель которого, скопив капиталец за счет дворянина, из разночинцев втереться в дворяне и ввести своих детей в баре (346), и 2) управляющего из немцев, или тех же приказных, вроде Затертого, и, высосав имение, оставить наследникам его одни раскрытые избы.

- Воспитание дворянской лени (365; ч. IV, 283).

- Тентетников и Обломов (в тетради из обрезков р. 5).

14 мая 1909 г.

Что такое обломовщина? Кличка изображенного автором настроения или жизнепонимания, которую он же сам придумал и навязал читателю, которому собственно и принадлежит право давать клички писателям и изображаемым ими типам и направлениям. Обломовское настроение или жизнепонимание, личное или массовое, характеризуется тремя господствующими особенностями: это 1) наклонность вносить в область нравственных отношений элемент эстетический, подменять идею долга тенденцией наслаждения, заповедь правды разменять на институтские мечты о кисейном счастье; 2) праздное убивание времени на ленивое и беспечное придумывание общественных теорий, оторванных от всякой действительности, от наличных условий, какого-либо исторически состоявшегося и разумно-мыслимого общежития; и 3) как заслуженная кара за обе эти греховные особенности, утрата охоты, а потом и способности понимать какую-либо исторически состоявшуюся или рационально допустимую действительность, с полным обессилием воли и с неврастеническим отвращением к труду, деятельности, но с сохранением оберегаемой бездельем и безвольем чистоты сердца и благородства духа.

Так, нравственное сибаритство, бесплодие утопической мысли и бездельное тунеядство - вот наиболее характерные особенности этой обломовщины. Каждая из них имеет свой источник, глубоко коренится в нашем прошедшем и крупной струей входит в историческое течение нашей культуры- Герои Гоголя - длинноногие кузнечики, скользящие по поверхности темного болота, у Гончарова - живые люди, своими действиями освещающие самое дно его; это потому, что первый только зорко наблюдал и великолепно рисовал наблюдаемое, а второй упорно всматривался и вдумчиво прозревал сквозь рассматриваемые явления.