История Древнего мира


Карфагенская держава в западном средиземноморье (I тысячелетие до н.э.).

Создание карфагенской морской державы и соперничество с греками.

Вторая четверть I тысячелетия до н.э. была ознаменована в Западном Средиземноморье созданием Карфагенской державы — объединения финикийских (или по-латински пунических) колоний в Северной Африке, Южной Испании, Западной Сицилии и Сардинии. В этих областях уже длительное время ведущую роль в политической жизни играл город Карфаген (финик. Карт-хадашт — «Новый город»)(Карфаген был назван «Новым городом» в противоположность Тиру, который, как показывает наименование главного городского божества Мелькарт — «царь Города», мог называться и Карт — «Город». Под названием «Нового города» на Средиземном море существовало еще несколько городов: Карт-хадашт на о-ве Кипр, построенный на месте разрушенного тирянами Кития, Карт-хадашт — Карфаген в Африке и Карт-хадашт, или Новый Карфаген, ныне Картахена в Испании.). Карфаген был основан в нынешнем Тунисе выходцами из Тира около 825 г. до н.э.(Такова легендарная дата; на территории самого Карфагена, однако, по мнению ряда видных археологов, пока не найдено археологических памятников старше конца VIII в. до н.э.; другие ученые считают возможным, что финикийские постройки существовали уже в X в. или даже еще раньше, но аргументация остается спорной. — Примеч. ред.).

Благодаря своему исключительно выгодному географическому положению в самом узком месте Средиземного моря, в непосредственной близости от Сицилии город Карфаген рано превратился в один из крупнейших средиземноморских торговых центров; он поддерживал непосредственные контакты с Египтом, Грецией, Италией (главным образом с Этрурией), Сицилией и Сардинией. Развитие торговли привлекало в Карфаген многочисленное разноязычное население: кроме финикийцев здесь постепенно поселилось много греков и этрусков.

С самого основания и до падения Карфагена его главную силу составлял флот. Если во II тысячелетии до н.э. финикийцы плавали на кораблях, напоминавших древние египетские и шумерские, только изготовленных не из стволов тростника или папируса, а из прочного ливанского леса, с высоким носом и кормой, беспалубных или однопалубных, с одним широким прямым парусом и с большим двойным рулевым веслом на корме, — то в первой половине I тысячелетия до н.э. устройство кораблей значительно усовершенствовалось. Корабли стали теперь двухпалубными; фальшборт верхней палубы, где находились войны, был защищен круглыми щитами, на нижней палубе в два ряда (один выше, другой ниже) сидели гребцы (вероятно, из рабов), на носу под водой был устроен мощный таран для потопления вражеских судов, а кормчего, управлявшего рулевыми веслами, надежно защищала высоко поднятая и загнутая сверху корма.

На носу можно было поднимать дополнительный прямой парус. Лишь торговые суда строили попрежнему с одинаковым носом и кормой, но и на них было по два ряда гребцов.

В VII—VI вв. до н.э. карфагеняне вели активную наступательную политику в Северной Африке.

Вдоль морского побережья по направлению к Геркулесовым Столпам (ныне Гибралтарский пролив), а также за ними на атлантическом побережье основывались карфагенские колонии. Уже к концу VII в. до н.э. существовали карфагенские колонии на атлантическом побережье современного Марокко(Таков Лике у нынешнего города Аль-Арайш (Ларош). Найдено также безымянное поселение (Карийская стена?) у г. ас-Сувейра (Могадор).).

В середине VI в. до н.э. карфагеняне под предводительством Малха вели войну против ливийцев и, по-видимому, в результате победы добились освобождения от уплаты арендной платы за городскую землю, которую они до этого должны были регулярно вносить одному из местных племен. В конце VI в. до н.э. была завершена и многолетняя борьба с Киреной, греческой колонией в Северной Африке, за установление границы между двумя государствами. Граница была значительно отодвинута от Карфагена на восток, в сторону Кирены.

В те же века Карфаген укреплялся и на Пиренейском полуострове, где финикийские колонии во главе с Гадесом (ныне Кадис) ещё до того вели упорную борьбу с Тартессом за торговые пути к Британским островам, которые были богаты оловом. Тир и Карфаген оказывали жителям Гадеса всевозможную поддержку. Разгромив Тартесс на суше, они подвергли его блокаде и захватили часть принадлежавшей ему территории. В середине VII в. до н. э. Карфаген основал свою собственную колонию Эбесс (ныне Ивиса) на Балеарских островах, вблизи берегов Испании. Эти острова Карфаген также захватил у Тартесса.

Во второй половине VII в. до н.э. карфагеняне решили закрепиться на полуострове. Гадес воспринял такой шаг Карфагена как угрозу своему монопольному положению в международной торговле цветными металлами и оказал Карфагену упорное сопротивление. Но карфагеняне взяли Гадес штурмом и разрушили его стены. После этого под властью Карфагена оказались, несомненно, и другие финикийские колонии на Пиренейском полуострове. Дальнейшее продвижение карфагенян в этом районе было остановлено греческой (фокейской) колонизацией средиземноморского побережья полуострова. Около 600 г. до н. э. фокейцы нанесли карфагенскому флоту ряд серьезных поражений и остановили распространение карфагенского влияния в Испании. Основание фокейской колонии на о-ве Корсика прервало па длительное время и карфагено-этрусские связи.

В середине VI в. до н.э. карфагеняне вели серию войн в Сицилии (карфагенскими войсками командовал полководец Малх), и в результате под их властью оказались значительные территории на западе острова, в том числе и старые финикийские колонии. Но поход Малха в Сардинию закончился неудачно, и карфагенское правительство осудило полководца и его армию на изгнание.

Власть в Карфагене с самого начала находилась в руках торгово-ремосленной олигархии. По преданию, во главе государства на первых порах стояла царица Элисса, основательница города, после своей гибели обожествленная и, видимо, почитавшаяся под именем популярнейшей в городе богини Тиннит(Существует мнение, что легенда о Дидоне-Элиссе (Элисса означает «Кипр», более раннее название — Аласия) и о постройке ею Карфагена относилась первоначально к Карт-хадашту на Кипре, который был основан в конце IX в. до н.э., и лишь позже эта легенда была перенесена на африканский Карфаген.). Позже власть захватили коллективные органы олигархической диктатуры — совет старейшин и, видимо, возглавлявший его совет десяти. Решение совета старейшин об изгнании Малха привело к резкому обострению в городе политической борьбы. Не подчинившись приказу об изгнании, Малх штурмом захватил Карфаген, а затем, созвав народное собрание, добился казни всех членов совета десяти. Источники говорят, что Малх ввел в Карфагене собственные законы. По-видимому, подобно раннегреческим тиранам, он пытался опереться на народное движение, однако не сумел обеспечить себе поддержку народа на длительное время. Враги обвинили его в стремлении к узурпации власти, добились его свержения и казни. К власти пришел представитель враждебной Малху олигархической группировки Магон, вероятно принявший активное участие в низвержении Малха.

Правление Магона, его сыновей и внуков (с середины VI до середины V в. до н.э.) стало для страны временем важных преобразований.

Из них особо должно быть отмечено создание наемного войска, значительно превосходившего численностью и боевыми качествами карфагенское гражданское ополчение. Результатом этой реформы было резкое ослабление позиций демократических кругов карфагенского общества: режим Магона и Магонидов опирался на наемную армию.

По-видимому, после прихода Магона к власти были установлены союзнические отношения с этрусскими городами Италии. Этот союз был направлен против общего врага — фокейцев и их союзников — тартессцев. Союз с этрусками был настолько прочен, а разнообразные карфагено-этрусские связи настолько глубоки, что взаимная торговля была в дальнейшем детально регламентирована, были установлены взаимные гарантии. Посвятительные надписи из этрусского города Пирг финикийской богине любви и плодородия Аштарт (в этрусском тексте — Уни-Аштарт) с параллельными текстами на этрусском и финикийском языках продемонстрировали и распространение в этрусской среде карфагенских культов, и отождествление этрусских и финикийских богов.

Карфагено-этрусская коалиция существенно изменила политическую обстановку в Западном Средиземноморье. После битвы при Алалии (у берегов Корсики) господство греков (фокейцев) на средиземноморских путях было уничтожено. После этого Карфаген предпринял новое наступление на Сардинию, где были основаны колонии на побережье и многочисленные мелкие пунийские поселения в глубине острова. Победа при Алалии изолировала Тартесс в политическом и военном отношении, и в конце 30-х — начале 20-х годов VI в. до н. э. карфагенские захватчики буквально стерли Тартесс с лица земли, так что поиски археологов, пытающихся обнаружить его местонахождение, до сих пор не дали удовлетворительных результатов. Почти в то же время (509 г. до н.э.) Карфаген заключил с этрусскими городами, а также с Римом серию договоров, согласно которым карфагеняне обязались не появляться севернее определенного пункта (по-видимому, в Испании?), а этруски и римляне — южнее его. Этими договорами был произведен раздел Западного Средиземноморья между союзниками — карфагенянами и этрусками — и узаконены притязания карфагенян на монополию в западной части Средиземного моря. Дальнейшие столкновения карфагенян с греками в Западном Средиземноморье (например, с жителями Массалии, ныне Марселя) происходили с переменным успехом и не повлияли сколько-нибудь существенно на соотношение сил и границ между зонами карфагенского и греческого господства.

Вторжение персидских войск в Грецию в начале V в. до н.э. создало предпосылки для военного союза между Персидской державой и Карфагеном. Около 480 г.

Ксеркс договорился с карфагенянами об одновременном ведении боевых действий, однако это предприятие карфагено-персидской коалиции закончилось неудачей. В 480 г. одновременно с разгромом персидского флота при Саламине карфагеняне потерпели сокрушительное поражение при Гимере (в Северной Сицилии) от объединенных войск греческих городов-государств на этом острове — Сиракуз и Акраганта. Наступление карфагенян в Сицилии было на длительное время приостановлено.

Тем более энергичную политику Карфаген начал вести в Северной Африке, где ему удалось захватить обширные территории и подчинить своему господству коренное ливийское население.

К середине V в. до н.э. Карфагенская держава представляла собой конгломерат областей, племен и народностей, экономически и политически слабо связанных между собой. Их правовое положение было неодинаковым. Граждане некоторых финикийских (пупийских) городов, в том числе Утики (пунич. «Старый город»), считались равноправными с гражданами Карфагена и его метрополии — Тира.

Другую группу составляли собственно карфагенские колонии, возможно привилегированные. В третью группу входили территории, формально подчиненные администрации г. Карфагена: на них распространялось действие карфагенских законов, их внешняя торговля велась под контролем должностных лиц Карфагена, взыскивавших пошлины в его пользу. В Лептисе Малом (на восточном побережье нынешнего Туниса) такая пошлина составляла талант в день (20—30 кг серебра). Наиболее бесправными и угнетенными были в Карфагенской державе подданные ливийцы. Во главе управления ливийскими областями и городами стояли военные администраторы — стратеги. Они ведали налогообложением (взыскание податей здесь производилось с чудовищной жестокостью), а также осуществляли насильственную мобилизацию ливийцев в карфагенскую армию.

Одним из важнейших результатов завоевания территорий в Северной Африке было появление карфагенского крупного землевладения. В долине р. Баграда и на морском побережье возникли крупные хозяйственные комплексы, где практиковалось орошаемое земледелие, скотоводство и работало очень много рабов. На базе опыта этих хозяйств в Карфагене сложилась высокоразвитая агрономическая наука. Труд ее виднейшего деятеля, Магона, неоднократно переводился (в том числе и по приказанию римского сената) на латинский и греческий языки, постоянно цитировался в сочинениях по естественным наукам и сельскому хозяйству. Крупные землевладельцы-рабовладельцы в Карфагене составили социально-политическую группировку, враждебную политике дальнейшей экспансии, которую проводила торгово-ремесленная аристократия Карфагена.

Во второй половине V в. до н.э. Магониды утратили — при неясных обстоятельствах — власть. Она снова оказалась в руках коллективных органов аристократического господства. Чтобы предотвратить в будущем возникновение диктатуры, карфагенская олигархия создала специальный орган — совет 104-х, наделенный судебными и финансовыми функциями. Под его контроль была поставлена деятельность военачальников. Члены совета назначались особыми коллегиями (пентархиями) по признаку принадлежности к аристократическим родам; в свою очередь, пентархии пополнялись путем кооптации. Постепенно контролю совета 104-х стали подведомственны все магистраты. Для расширения социальной базы олигархии численность совета старейшин была увеличена до 300 человек, а его президиума — соответственно до 30. В выборах совета участвовали все свободные карфагеняне, но избранными могли быть только самые богатые люди. Верховная исполнительная власть находилась в руках суффетов («судей»), избиравшихся сроком на один год. Имелись и другие администраторы, ведавшие различными сферами управления (например, казначеи), и административные коллегии, в частности «десять мужей», ведавшие храмами. Аналогичные органы управления существовали и в других финикийских колониях на Средиземном море.

В конце V в. до н.э. Карфаген возобновил свою экспансию в Сицилии. Причинами этого поворота во внешней политике Карфагена явились, по всей видимости, усиление Сиракуз после разгрома в 416 г. афинского экспедиционного корпуса, пытавшегося захватить Сиракузы, и угроза со стороны этого города карфагенским владениям на западе острова.

Непосредственным поводом к вмешательству Карфагена в дела острова послужило столкновение между Сегестой, старым союзником Карфагена, и Селинунтом (410 г. до н.э.). Сегеста обратилась за помощью к Карфагену. В 409 г. карфагенские войска высадились на западе Сицилии, неподалеку от финикийского города Мотни, а к 406 г. все греческие города на юге Сицилии, включая важный город Акрагант (ныне Агридженто), оказались в руках карфагенян, подошедших вплотную к Сиракузам. От осады Сиракузы спасла чума, разразившаяся в карфагенском лагере. В 405 г. между Сиракузами и Карфагеном был заключен мир, гарантировавший Карфагену господство на западе и юге острова. Но через несколько лет сиракузский тиран Дионисий Старший вторгся в Западную Сицилию. Карфагенский полководец Гимилькон, высадившийся в тылу Дионисия, неподалеку от финикийского города Панорма (на северо-западе Сицилии, ныне Палермо), заставил сиракузян отступить и позже блокировал их город. Однако и на этот раз в карфагенском лагере началась эпидемия, и Гимилькои вместе с карфагенскими гражданами бежал на родину, бросив наемное войско на произвол судьбы.

Эта неудача послужила сигналом к массовому восстанию в Северной Африке ливийцев и рабов, которым удалось осадить Карфаген с суши. Только отсутствие твердого руководства у повстанцев и подкуп позволили карфагенянам разгромить их.

Начиная с 398 г. до н.э. до смерти Дионисия Старшего в 367 г. с короткими перерывами в Сицилии опять бушевала война, в которой то карфагеняне, то сиракузяне несли тяжелые поражения. После 367 г. до н.э. Дионисий Младший решил прекратить бесперспективные попытки создать в Сицилии сиракузскую державу, и мирный договор подтвердил и закрепил положение, существовавшее до войны. Это был большой успех карфагенян. Им они были обязаны реорганизации своей армии, произведенной их полководцем Ганноном Великим.

По-видимому, одновременно с этими событиями в Северной Африке вспыхнули новые волнения, подавленные Ганноном. Резко обострилась политическая борьба и в самом Карфагене. Воспользовавшись своими военными успехами, Ганнон Великий попытался истребить членов совета старейшин и установить свою диктатуру.

Его планы были раскрыты, и Ганнон был вынужден бежать в глубь материка. Вооружив 20 тыс. своих рабов, он занял там небольшую крепость и попытался вести войну с Карфагеном. Предприятие Ганнона закончилось неудачей: он был захвачен правительственными войсками и убит, а труп его распяли на кресте. Казнены были также его сыновья и все родственники.

Между тем в 345 г. до н.э. в Сицилии снова начались военные действия. Карфагеняне вмешались в борьбу в Сиракузах между Дионисием Младшим и аристократической партией. Противники Дионисия Младшего в Сиракузах обратились за помощью к Коринфу — метрополии Сиракуз, и оттуда в Сицилию были присланы войска под командованием Тимолеонта. Карфагенские владения в Сицилии оказались под серьезной угрозой, однако и на этот раз Карфагену удалось их сохранить.

В 318 г. до н.э. Карфаген поддержал авантюриста Агафокла, возглавившего в Сиракузах демократическое движение, помог ему овладеть городом и расправиться со своими противниками из олигархической партии. Однако, придя к власти, Агафокл прежде всего попытался уничтожить карфагенское господство в Сицилии. В течение ряда лет война шла с переменным успехом, и наконец в 311 г. удача стала склоняться в пользу Карфагена. В этих условиях Агафокл решил перенести войну в Африку, рассчитывая на солидарность местного населения. Карфаген действительно очутился в тяжелом положении. Агафокл нанес карфагенским войскам несколько чувствительных поражений и сумел заключить союз с одним из ливийских «царей». К этому добавился тяжелый внутренний кризис, вызванный попыткой полководца Бомилькара, командовавшего карфагенской армией, захватить власть в свои руки. В Карфагене шли уличные бои между сторонниками и противниками претендента.

Восстание Бомилькара потерпело поражение, сам он был распят на карфагенской рыночной площади.

Агафокл добился в Северной Африке значительных военно-политических успехов. Он овладел даже Утикой и Гиппон-Диарритом — двумя важнейшими портовыми городами на флангах Карфагена; казалось, главнейшая часть Карфагенской державы в Африке — в его руках. Тем не менее Агафоклу не удалось главное: он не сумел заставить карфагенян отказаться от блокады Сиракуз. Это обстоятельство заставило Агафокла вернуться в Сицилию. Затем карфагеняне нанесли сиракузской армии серьезное поражение в Африке, и Агафокл вскоре прекратил военные действия. Еще один мирный договор, на этот раз между Карфагеном и Агафоклом, снова позволил Карфагену сохранить все свои владения в Сицилии.

В 278 г. до н.э. над карфагенскими владениями в Сицилии нависла новая угроза: из Южной Италии на остров переправился Пирр, царь Эпира. Греческие города один за другим признавали его власть, и карфагенское правительство, чувствуя себя неготовым к борьбе, предложило Пирру мир, отказываясь от всех своих территорий в Сицилии, кроме одного опорного пункта — г. Лилибея. Пирр потребовал, чтобы карфагеняне уступили и его. Получив отказ, он осадил спорный город. Между тем политика Пирра в Сицилии оттолкнула от пего граждан греческих городов, которых он пытался превратить из автономных союзников в прямых подданных своего царства.

Теперь сицилийские греки увидели в карфагенянах освободителей от новоявленного властителя. После вынужденного ухода Пирра в Южную Италию Карфаген полностью, уже в пятый раз менее чем за полтора столетия, восстановил свое положение в Западной Сицилии.

Пунические войны (борьба Карфагена с Римом).

Период, начинающийся с середины III в. до н.э. и заканчивающийся серединой II в. до н.э., был временем ожесточенной борьбы Карфагена за господство в Западном Средиземноморье с новой силой — Римом. В римской историографии это время называется периодом Пунических войн.

Накануне I Пунической войны Карфаген представлял собой высокоразвитое торгово-ремесленное рабовладельческое государство. Здесь были широко развиты все виды ремесел, в том числе обработка металлов, ювелирное дело, ткачество, изготовление ковров, строительное дело, судостроение и т.д. Ремесленники, по-видимому, объединялись в культово-профессиональные коллегии. Торговые связи карфагенян охватывали все страны Средиземноморья; карфагенские купцы участвовали в торговле даже со странами Причерноморья, а через Египет также с Южной Аравией. Наряду с торговлей изделиями местных ремесленников и местным зерном (Северная Африка считалась одной из житниц древнего Средиземноморья) они вели и интенсивную посредническую торговлю. Из глубины Центральной Африки в Карфаген доставлялась и перепродавалась пунийцами дальше слоновая кость; из Испании, Северной Африки и Сардинии — серебро и свинец; с Атласских гор — высокосортная древесина; с островов Средиземного моря — оливковое масло, вино, ткани, рыба. Рост товарного производства на Ближнем Востоке, в Греции, Италии, в ряде областей Африки и Испании и активное участие этих стран в мировой торговле привели к накоплению огромных богатств в руках карфагенской торгово-ремесленной верхушки и общему росту среднего жизненного уровня карфагенского населения.

Очень важную роль в жизни Карфагена играло и сельское хозяйство. Значительные земельные фонды оставались в руках подвластного Карфагену ливийского населения. Оно выплачивало Карфагену поземельный налог (1/10 долю урожая зерновых). Во время I Пунической войны эта подать была удвоена: кроме того, карфагенские правители начали взимать налог и с других культур, составлявший половину урожая. Но, как уже говорилось, большое количество земель принадлежало и непосредственно крупным землевладельцам-карфагенянам. Богатыми хозяйствами располагали также храмы.

Карфагенская держава была страной высокоразвитого рабовладения. В руках рабовладельцев здесь сосредоточивались огромные армии рабов, занятых как в сфере материального производства, так и в сфере личного обслуживания рабовладельцев. Рабский труд применялся и в ремесле, и в сельском хозяйстве. Рабы-ремесленники приобретали известную самостоятельность, могли вести свое хозяйство и заключать браки, признававшиеся законом. В карфагенских надписях упоминаются и вольноотпущенники, которым иногда предоставлялось «сидонское право» («сидоняне» было распространенным обозначением всех финикийцев вообще; в данном случае имелись в виду лица, приравненные в правах к гражданам тех финикийско-пунических городов, которые не обладали всеми привилегиями Тира и его дочернего города — Карфагена; таким образом, граждане «сидонского права» имели статус, вероятно схожий с положением италиков в Римской державе эпохи ранней республики).

Широко распространена была в Карфагене и эксплуатация полусвободного зависимого населения (бодов). К сожалению, о нем известно мало. В хозяйствах крупных землевладельцев, а также, по всей видимости, и в крупных ремесленных мастерских использовался также труд свободных наемных работников.

Первая Пуническая война началась с того, что римляне захватили в 264 г. до н.э. Мессану — город в Сицилии, на берегу узкого пролива, отделяющего остров от материковой Италии, тем самым перерезав главный путь сиракузской торговли. К 262 г. до н.э. римские войска овладели практически всей Сицилией, за исключением немногих прибрежных городов.

Правда, карфагеняне обладали ещё преимуществом на море, что позволяло им удерживать приморские гавани Сицилии и даже предпринимать набеги на италийское побережье. Однако римляне ликвидировали это преимущество Карфагена созданием собственного флота и изобретением абордажных мостиков («воронов»), навязали карфагенянам неслыханную до того тактику абордажного боя и сумели одержать ряд морских побед. В 256 г. римские войска высадились на африканском побережье.

Часть римской десантной армии вскоре была отозвана сенатом, во главе оставшихся оказался Марк Атилий Регул. В сражении неподалеку от Карфагена римские войска были разбиты, лишь небольшой группе римлян удалось бежать в Рим; Регул попал в плен. Основным театром военных действий снова стала Сицилия. В 242 г. до н. э. римляне полностью блокировали последний опорный пункт карфагенян в Сицилии — Лилибей.

Карфагенское правительство послало к северу Сицилии новую флотилию, но и она была разгромлена в морской битве. В этой ситуации карфагенский совет решил кончить войну. Рим тоже не был в состоянии продолжать борьбу, и после длительных переговоров был заключен мир, по которому Карфаген отказался от всей Сицилии и Липарских островов, возвратил Риму пленных без выкупа и в течение десяти лет выплатил контрибуцию — 3200 талантов серебра.

Неудачный для Карфагена исход I Пунической войны вызвал в государстве острый социально-политический кризис — восстание наемных солдат, ливийских крестьян и рабов (241—239 гг. до н.э.), которое поставило государство на край гибели. Для своей сухопутной армии Карфаген почти всегда привлекал наемников, что в моменты неудач усугубляло опасное положение.

Под руководством выдающихся военачальников и политических деятелей Матоса, Спендия и Автарита повстанцы осадили с суши Утику, Гиппон-Диаррит и Карфаген.

В этой критической ситуации карфагенское правительство поручило подавление восстания Гамилькару Барке. В ходе длительной и трудной кампании он разгромил и перебил восставших наемников.

Подавление восстания 241—239 гг. значительно укрепило положение Гамилькара Барки, который возглавлял торгово-ремесленные круги Карфагена, требовавшие проведения активной завоевательной политики. По мысли Гамилькара Барки, исходной позицией для новой войны с Римом должна была стать Испания, где Карфаген имел давние дружеские связи. В 237 г. он высадился на Пиренейском полуострове и приступил к планомерному завоеванию его. После гибели Гамилькара Барки эту политику продолжил его зять Гасдрубал, один из руководителей карфагенского демократического движения, а после смерти последнего — Ганнибал, сын Гамилькара Барки(По преданию, Ганнибал еще мальчиком в торжественной обстановке поклялся своему отцу в вечной вражде к Риму («Аннибалова клятва»).). Ганнибалу к тому времени исполнилось 25 лет. Он был известен как способный и опытный воин, и армия провозгласила его командующим. При поддержке демократических слоев населения Карфагена она заставила яростно сопротивлявшихся олигархов утвердить это решение. В результате в Карфагене возникла военная диктатура; основные направления политики определял находившийся в Испании Ганнибал.

В течение 221—220 гг. до н.э. Ганнибал почти целиком завоевал Пиренейский полуостров к югу от р. Ибера (Эбро). Весной 219 г., не обращая внимания на протесты римского правительства, Ганнибал осадил и взял штурмом Сагунт — город, пользовавшийся статусом римского союзника. Это был прямой вызов Риму. Требование римского правительства выдать Ганнибала как виновного в нарушении соглашения о границах карфагенских владений в Испании Карфаген отклонил, и весной 218 г. до н.э. Рим объявил войну Карфагену. Ганнибал между тем уже вел свои войска на север, чтобы, пройдя через Южную Галлию и преодолев Альпы, вторгнуться в Италию с севера.

Ганнибал шел на Рим с очень большой по тому времени армией; греческий историк Полибий говорит о 90 тыс. пехоты и 12 тыс. кавалерии, но даже если эти цифры преувеличены вдвое, переход через Альпы с таким войском был замечательным достижением военного искусства.

В армии Ганнибала был отряд слонов. Весь поход от Пиренейского полуострова до равнин Северной Италии Ганнибал провел в постоянных боях с союзными римлянам или просто враждебными галльскими и другими племенами; переход через Альпы затруднялся обвалами, льдом и снегом. У Ганнибала не было карт местности, и ему приходилось полагаться на проводников из местных жителей, надежность которых трудно было проверить. В пути погибло, вероятно, более половины армии и большая часть слонов, но Ганнибал сумел настолько воодушевить оставшуюся часть войска, состоявшую из пестрой массы пунийцев, ливийцев, иберийцев и галлов, что она показала себя в боях с римлянами не только вполне боеспособной, но и превосходящей своего противника.

План Ганнибала был полностью осуществлен. Римская армия опоздала и не сумела помешать ему переправиться через р. Родан (Рону). В конце 218 г. карфагенская армия, измученная трудным переходом через Альпы, оказалась в верховьях р. Пада (По). Военные действия в Италии длились 15 лет (описание их см. в лекции 24). Положение римлян не раз было критическим.

Однако в 204 г. до н.э. римским войскам удалось высадиться в Северной Африке. Карфагенское правительство отозвало Ганнибала на родину. В битве при Заме (202 г. до н.э.) карфагенские войска были разбиты. Ганнибал, понимая, что ресурсы Карфагена исчерпаны и продолжать войну он больше не может, настоял на заключении мирного договора (201 г.), хотя тот серьезно ограничивал суверенитет Карфагена.

Последний не только терял свои внеафриканские владения и должен был уступить значительные территории союзнику Рима Масиниссе, царю Нумидии (большого ливийского царства в современном Восточном Алжире), но и лишался права вести войну с кем бы то ни было без разрешения Рима. Сверх того на Карфаген была наложена огромная контрибуция. Ганнибал рассчитывал, что ему удастся подготовить Карфаген к новой войне с Римом. Однако все его попытки в этом направлении были пресечены Римом при поддержке враждебных полководцу карфагенских олигархов. Ганнибал был вынужден бежать в Сирию, а затем в Малую Азию, где и погиб в 183 г. до н.э.

Несмотря на тяжелые условия договора 201 г., Карфаген сохранил свои торговые преимущества и сравнительно быстро восстановил свой экономический и военный потенциал. Такое развитие событий вызвало в Риме опасение, что в один прекрасный день карфагеняне попытаются взять реванш за свои неудачи в предыдущих войнах. В римском сенате взяла верх группировка во главе с Катоном, стремившаяся к уничтожению Карфагена. Катон взял за правило заканчивать любое свое выступление словами: «Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Предлогом для войны послужили столкновения между Карфагеном и Масиниссой, непрерывно требовавшим от Карфагена уступки все новых и новых территорий. В 150 г. к власти в Карфагене пришли демократы и попытались (неудачно) оказать Масиниссе вооруженное сопротивление. Воспользовавшись этим нарушением мирного договора, Рим объявил Карфагену войну в 149 г. до н.э. (III Пуническая война). Карфагенский совет, желая избежать борьбы, покорно выполнил все требования Рима: выдал заложников, оружие и снаряжение. Однако вслед за этим римское правительство потребовало, чтобы Карфаген был разрушен, а его граждане переселились на другое место, но не ближе 80 стадий (15 км) от моря. Это требование вызвало в Карфагене взрыв народного гнева и против трусливого совета, предававшего город, и против римлян. Демократические круги, пришедшие в городе к власти, решились защищаться и быстро подготовили Карфаген к обороне. Только после продолжительной осады весной 146 г. до н.э. римские войска штурмом взяли Карфаген.

Шесть дней длился уличный бой. Каждое здание в горевшем городе римляне захватывали только после ожесточенного сопротивления и ценой огромных потерь. Жители города, не погибшие во время боев (из 300 тыс. человек их осталось не более 50 тыс.), были проданы в рабство. По приказанию римского сената город был разрушен до основания (так что и в наше время оказывается невозможным археологически восстановить план доримского Карфагена), а место, где он стоял, было предано проклятию и перепахано.

Религия и культура Карфагена.

Подобно всем финикийским и вообще ханаанейским городам-государствам, Карфаген имел городских богов-покровителей, обычно называвшихся не собственными именами (они были табуированы), а нарицательными, например «господин» (Ба'л, Ваал), «богиня» ('Аштарт, Астарта). Главными богами Карфагена были Ба'л-Хаммон — как видно, грозное солнечное божество — и богиня Тиннит. Ба'л-Хаммону и Тиннит, «украшению Ба'ала», в жертву приносили не только животных, но в особо важных случаях и людей; около храма Тиннит найдено целое кладбище из погребений детей, принесенных в жертву. Кроме того, почитались бог-покровитель метрополии — Тира, «Царь города» (по-пунийски Мелькарт) и бог Эшмун. Ба'л-Хаммон, видимо, отождествлялся с египетским Амоном; местная Астарта тоже, вероятно, соотносилась с египетскими богинями Хатхор и Исидой. Тесные связи с другими народами Средиземноморья приводили к отождествлению пунических богов также с этрусскими (о чем мы уже говорили), а также с греческими и римскими: Тиннит — с Церерой, богиней плодородия, или с Юноной; Эшмуна — с богом врачевания Асклепием; Мелькарта — с Аполлоном или Гераклом. Храмы, строившиеся всем этим богам, по-видимому, были подражанием финикийским и греческим образцам.

Описания морских путешествий карфагенских флотоводцев Ганнона и Гимилькона в переводе на греческий язык с пунийских оригиналов (и, возможно, в переработке) были широко известны в греко-римском мире. Даты путешествий определяются различно; наиболее вероятные — VII — VI вв. до н.э. для Ганнона и VI в. до н.э. для Гимилькона( По другой версии, путешествие Ганнона было связано с антидемократическими реформами Магона и Магонидов и относится к середине V в., а путешествие Гимилькона — к концу V в.— Примеч. ред.). Целью путешествия Ганнона было выведение карфагенских колоний на атлантическое побережье. Он вышел в путь с 60 пятидесятивесельными кораблями и, если верить дошедшему до нас тексту, с 30 тыс. пассажиров — мужчин и женщин (это значит, что на каждом корабле было по 100 гребцов и 500 пассажиров). Основав несколько колоний на побережье современного Марокко, Ганнон не ограничился этим, но проплыл налегке и дальше на юг. Создав еще один далеко выдвинутый карфагенский форпост Керну (вероятно, близ устья р. Сенегал), он продолжал путешествие, поднимался вверх по большой реке, затем посетил какие-то острова, видел действующий вулкан, заходил в залив «Южный Рог», где встретил горилл, и т. п.(Наиболее вероятно, что это была р. Сенегал и острова Зеленого Мыса, вулкан находился на одном из них (о-ве Фого); Южный Рог — это Гамбия. Но есть и другие отождествления.— Примеч. ред.).

По-видимому, это было не единственное плавание карфагенян по Атлантике, так как карфагенская монета была найдена даже на Азорских островах; пунийцы, несомненно, обосновались и на Канарских островах. Геродот рассказывает о меновой торговле пунийцев с местными жителями Африки, по-видимому, далеко на юге, и ему же принадлежит безусловно достоверное известие о финикийцах, находившихся на египетской службе (V в. до н. э.), которые, начав путешествие в Красном море, за три года обогнули Африку, прибыли в Карфаген и оттуда вернулись в Египет.

Плавание Гимилькона было связано с поисками морского пути к местям добычи олова. Испанские месторождения находятся на северо-западе Пиренейского полуострова, за пределами прямой досягаемости финикийских колоний, и олово приходилось выменивать через посредство местных племен. Но олово имелось также на Британских островах, и карфагеняне решили попытаться проложить туда прямой морской путь. Однако четырехмесячное плавание Гимилысона, видимо, не увенчалось успехом.

Значительного развития достигла в Карфагене историография. Трудами карфагенских историков пользовались античные авторы, черпая из них информацию по истории Северной Африки и самого Карфагена.

Известен также карфагенский философ Гасдрубал, возглавивший во II в. до н.э. в Афинах одну из философских школ. Развита в Карфагене была и грамматическая наука.

Гибель Карфагена не привела к исчезновению в Северной Африке финикийской цивилизации: несмотря на интенсивную романизацию страны под властью Рима, пунический язык сохранился здесь до V в. н.э.

Под влиянием пунийцев была создана своеобразная местная письменность у ливийцев и нумидийцев, в измененном виде применяемая и сейчас берберским народом туарегов в Мали, Нигере и алжирской Сахаре. Официальные документы, в том числе и надписи, составлялись в эпоху римского владычества не только на латинском, но и на финикийском, а иногда и на ливийском языке. По-прежнему сохранялись финикийские культы, в особенности культ легендарной основательницы Карфагена — богини Тиннит. К карфагенским образцам восходила здесь повсюду и организация городского самоуправления.

Литература:
Шифман И.Ш. Карфагенская держава в западном средиземноморье (I тысячелетие до н.э.)./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:Знание, 1983 - с.431-444