История и культура античного мира

Оглавление

Сельское хозяйство у синдов.

Синды принадлежали к обширной группе меотских племен, составлявших основное население Прикубанья и Восточного Приазовья в античное время. Наиболее раннее упоминание о Синдике в античной литературе, сохранившееся у Стефана Византийского, восходит еще к Гекатею Милетскому. Эпиграфические памятники, относящиеся к Боспорскому царству, упоминают синдов в числе подвластных Боспору племен IV в. до н.э. В литературе боспорских Спартокидов синды, как правило, выделяются из остальных меотских племен. В этом надо видеть не этнические различия, а то положение, которое синды заняли в Боспорском царстве после присоединения Синдики. Синды, как известно, заселяли Таманский полуостров, левобережье р.Кубани приблизительно до нынешнего хут. Краснобатарейного и теперешний Анапский район до начала Главного Кавказского хребта. На территории, населенной синдами, возникли античные города Фанагория, Кепы, Гермонасса. Таким образом, с момента своего появления на Таманском полуострове греки вступили в тесное соприкосновение с синдами.

Исследование вопросов экономического развития синдов имеет первостепенное значение для экономики Боспора, так как синды, включенные с середины IV в. до н.э. в границы Боспорского царства, сохранили свою экономическую базу и, надо думать, были основным производителем на Азиатском Боспоре.

Исследования городов Восточной Синдики, и в частности Семибратнего городища, а также сельских поселений Таманского полуострова предоставило в наше распоряжение важные материалы. Основой хозяйства у синдов являлось земледелие и скотоводство. Основными культурами в сельском хозяйстве синдов, так же как и у остальных меотских племен Прикубанья, были зерновые и в первую очередь хлебные злаки: пшеница, ячмень и просо. Довольно полное представление о зерновых культурах дают находки обуглившихся зерен, найденных при раскопках Семибратнего городища и на Краснобатарейном городище. На первом из них зерна мягкой пшеницы (Triticum vulgare) были найдены в слоях: IV в. до н.э., эллинистических и I в. н.э. На Семибратнем городище внутри здания I в. н.э. была обнаружена спекшаяся масса зерна, оказавшаяся пшеничной кашей. Зерна мягкой пшеницы найдены и на Краснобатарейном городище. На меотских городищах средней Кубани зерна пшеницы встречены в различных слоях (с VI в. до н.э. по III в. н.э.) на целом ряде памятников. У синдо-меотских племен пшеница являлась одной из основных зерновых культур и возделывалась на протяжении всей античной эпохи.

Некоторым дополнением к находкам на Семибратнем городище может явиться нахождение в Фанагории (раскоп «Северный город», 1940 г.) в слое I в. н.э. пшеницы-двузернянки, или эммера (Triticum diccocum). Эммеры являются столь же древними злаками, как и ячмень, и в культуре, по-видимому, предшествуют более совершенным в хозяйственном отношении голозерным (мягким и твердым) пшеницам. По своим биологическим особенностям эммеры Кавказа представляют собой яровые горные пшеницы, зноевыносливые и засухоустойчивые. В.А. Петров считает, что эммер мог культивироваться в равной мере и в окрестностях Фанагории (т. е. на территории Синдики), и в закавказских районах Черноморского побережья, где его возделывали примерно на рубеже нашей эры. Однако в Фанагорию зерновой хлеб поступал, как нам представляется, от синдов и от меотских племен Прикубанья, а не из Закавказья. Раскопки последних лет на Кубани дали очень ценные в этом отношении результаты; при исследовании меотского городища в ст. Ладожской в 1964 г. впервые были встречены в слое II—III вв. н.э. зерна пшеницы-двузернянки.

Наравне с пшеницей возделывался также и ячмень (Hordeum sativum) в виде пленчатых и голозерных форм. На Семибратнем городище в 1938—1940 и 1950-1951 гг. зерна ячменя встречались на разных участках в слоях IV в. до н.э. и в эллинистических. Отдельные зерна ячменя вместе с пшеницей встречались в слое I в. н.э. Дважды в слое I в. н.э. были найдены комки спекшейся массы обуглившихся зерен, оказавшиеся зернами обработанного (рушенного) ячменя. Кроме Семибратнего городища на территории Восточной Синдики зерна ячменя были найдены автором на Краснобатарейном городище в обнажениях культурного слоя акрополя (в 1951 г.). В Горгиппии в 1969 г. на раскопе «Город» в помещении эллинистического времени найдены обуглившиеся зерна пшеницы, ячменя и гороха, хранившиеся в амфоре и пифосе, в 1970 г. зерна пшеницы обнаружены в двух пифосах.

Третьей зерновой культурой, широко распространенной у синдомеотских племен, являлось просо (Panicum miliaceum). У меотов просо составляло один из важных продуктов питания. На Семибратнем городище зерна проса были встречены в слоях IV в. до н.э. и I в. н.э. В слое I в. н.э. найден бронзовый подвесной котел, наполненный спекшейся массой проса (очевидно, пшенной каши).

О технике земледелия у синдов мы можем судить по археологическим находкам, а также по синхронным материалам античных городов Северного Причерноморья. Земледелие носило плужный характер. Лемехи от плуга раннего времени не найдены. Плуг был скорее всего деревянный. В этом отношении интересно отметить, что по адыгейски плуг называется «деревянное орудие». Синды, как известно, были одними из отдаленных предков адыгов. О типе плуга, употреблявшегося на Боспоре, дает представление изображение его на пантикапейских монетах второй половины III или II в. до н.э. Основной частью плуга была рассоха, на передний конец которой надевался, очевидно, железный сошник. От заднего конца вертикально поднималась стойка с деревянной рукояткой, при помощи которой пахарь направлял свой плуг при пахоте. Между сошником и рукояткой укреплялся деревянный изогнутый грядиль, соединявший рассоху с дышлом. Подобный плуг мог быть и у синдов.  Жернов из слоя IV в. до н.э.

Мы имеем интересные находки сельскохозяйственных орудий рубежа нашей эры, в том числе двух железных лемехов. Они найдены в 1966 г. на хут. «Рассвет» вблизи здания античной усадьбы. Так как эти сельскохозяйственные орудия найдены не в синдском поселении, а в античном здании, они скорее должны характеризовать развитие сельскохозяйственной техники Боспорского государства, а не синдов. В 1964 г. на хут. «Рассвет» была найдена железная мотыга. Она по форме близка мотыгам из Горгиппии и из поселения у дер. Ново-Отрадное. И. Т. Кругликова отмечает, что все эти мотыги имели утяжеленную пяту и могли служить, скорее всего, для обработки огорода или виноградника. Не исключено, что их могли применять и в огородах и на полях, как для рыхления почвы, так и для окучивания полевых растений.

На Семибратнем городище в слое I в. н.э. найдено железное тяпкообразное орудие. Такие же орудия были встречены и в сельскохозяйственной усадьбе на хут. «Рассвет». Орудия подобного типа известны со Среднего Прикубанья. Они могли служить в качестве легких мотыг для разбивания комьев земли и при огородных работах. Употребляли их и для копки земли, свидетельством чего являются следы работы этим орудием на стенках пашенных ям II Воронежского городища (раскопки 1969 г.) и в подбойной могиле I в. н.э. Казанского могильника.

Жатва производилась железными серпами. Обломки трех серпов небольшой величины со слабо изогнутым лезвием были найдены на Семибратнем городище в слое I в. н.э. Один из них относится к первому типу меотских серпов, у которых изогнутость создается не кривизной лезвия, а расположением стержня рукоятки по отношению к рабочей части серпа. Железные серпы встречены также при раскопках Горгиппии.

О способе молотьбы у синдов сведений мы не имеем. Возможно, что для молотьбы применялась деревянная молотильная доска с насаженными на нижнюю сторону камешками. В Закавказье они известны еще с эпохи бронзы, а с появлением плужного земледелия в I тыс. до н.э. молотильные доски получают широкое повсеместное распространение. Молотильные доски характерны и для Рима, они были в широком употреблении почти по всему Средиземноморью и за его пределами. После молотьбы зерно провеивали путем подбрасывания.

Одним из наиболее распространенных и в то, же время простых способов хранения зерна в древности было хранение в пашенных ямах. Кроме того, для этих целей использовались пифосы. Пашенные ямы встречались на всех раскопках Семибратнего городища. Большинство ям, так же как и на меотских городищах Прикубанья, имело форму усеченного конуса, расширяющегося книзу. Пашенные ямы в большом количестве обнаружены при раскопках Боспорских городов: Пантикапея, Фанагории, Гермонассы, Мирмекия, Нимфея и др. Они вырывались в земле, имели каменную горловину, иногда обмазывались внутри глиной или вырубались в скале.

Более подробными сведениями мы располагаем по обработке зерна. Размол производили в примитивных каменных зернотерках, на каменных прямоугольных жерновах-толкачах и, наконец, на круглых жерновах. Для приготовления крупы служили каменные ступы. Наиболее примитивными являются зернотерки вытянуто-овальной формы с сужающимися концами. Нижняя поверхность у них выпуклая, верхняя рабочая часть слегка вогнута и хорошо сглажена. Подобные зернотерки встречаются как на меотских городищах , так и в греческих городах. Они служили для размола небольшого количества зерна в домашних условиях.

Типичными для синдо-меотской культуры являются прямоугольные жернова-толкачи, рабочие поверхности которых (как верхней, так и нижней плиты) покрыты врезанными линиями. Такие жернова были найдены на Раевском городище, на синдских поселениях Таманского полуострова, фрагменты их встречены также на Семибратнем городище. На последнем в слое I в. н.э. найдены два жернова, аналогичные по своей конструкции вышеописанным, но более развитой формы. Верхние плиты у них прямоугольные или почти квадратные с прямоугольным в плане воронкообразным углублением для насыпания зерна, оканчивающимся узкой щелью. Поперек плиты идет сравнительно глубокая борозда для укрепления деревянного бруса. На боковой стороне имеется паз, служивший для закрепления при помощи скобы верхнего бруса, а на противоположной стороне — вертикальная выемка в виде широкой борозды. Рабочая поверхность гладкая и линейных насечек не имеет. Аналогичный жернов вместе с ниэдией плитой (что составляет полностью ручную мельницу) был найден в 1951 г. на Западно-Цукурском поселении Таманского полуострова. Близкие жернова встречены при раскопках античного здания на хут. «Рассвет». Кроме того, на Семибратнем городище в слое IV в. до н.э. найден квадратный жернов античного типа.

Восстановить процесс помола на жерновах-толкачах помогает известное изображение на раннеэллинистической беотийской чаше, на которой представлено внутреннее помещение крупной мастерской.

Жернова помещены на специально устроенных массивных столах. На них укреплена специальная стойка (ось), к которой прикреплялась. длинная рукоятка (брус), приводившая в движение верхнюю плиту жернова.

Наравне с прямоугольными жерновами в античных городах Северного Причерноморья имел применение и другой тип жерновов— круглых вращающихся. На Семибратнем городище фрагмент такого жернова был найден в эллинистическом слое (раскоп 1954 г.).

Для обработки зерна кроме жерновов применялись каменные ступы. Две такие ступы были найдены в 1952 г. на Семибратнем городище. Первая из них находилась во внутреннем дворике большого раннеэллинистического здания и стояла у наружной стены близ дверного проема. Ступа имела цилиндрическую форму и была изготовлена из ракушечного известняка. Высота ее около 1 м, диаметр 75 см, глубина 24 см. Вторая ступа была найдена в хозяйственном помещении небольшого дома, пристроенного на рубеже нашей эры к фасаду большого эллинистического здания. Нижняя часть этой ступы была, по-видимому, деревянной. Это давало возможность избежать больших примесей к зерну известняковых крошек.

Отсутствие источников не дает возможности осветить вопросы землепользования и землевладения у синдов. Нет сведений и об огородничестве и садоводстве, хотя оно несомненно существовало. Косвенным указанием на наличие садов в Синдике может служить название одного из античных городов Азиатского Боспора — Кепы, т. е. сады, основанного милетцами во второй половине VI в. до н.э.

Почвенно-жлиматические условия Синдики были весьма благоприятны для развития виноградарства. На Боспоре виноград начал культивироваться не позже V в. до н.э. При раскопках сельскохозяйственной усадьбы II в. до н.э. — I в. н.э. близ хут. «Рассвет» был найден обломок виноградного ножа 38. Нам известно о случайной находке (в конце 30-х годов XX в.) каменного тарапана в районе совхоза Джемете близ Анапы. В азиатской части Боспора исследовано большое количество виноделен (в Фанагории, Горгиппии, Кепах, Патрее, на городищах Пятиколодезном, Батарейки I, Каменная Батарейка), но они характеризуют развитие виноделия на Боепоре, а не у синдов. жернов из слоя I в. н.э.

В сельском хозяйстве синдов наравне с земледелием большое значение имело животноводство. На основании изучения остеологического материала мы можем составить представление не только о видовом составе стада, но и об определенном месте той или иной отрасли животноводства в хозяйстве. У синдов на всем протяжении их истории основное значение имело разведение крупного рогатого скота, составлявшего треть всего стада; несколько в меньшем количестве разводился мелкий рогатый скот, так, три четверти всех найденных на Семибратнем городище костей животных принадлежит овце и только одна четверть — козе; в слое же рубежа нашей эры костей козы совершенно не найдено. Свиноводство в хозяйстве синдов также играло довольно значительную роль, несколько уступая овцеводству только в ранний период. Что касается коневодства, то костные остатки, найденные в культурных слоях поселений, не дают достаточных данных, чтобы судить о его роли в хозяйстве. Во всяком случае, коневодство не стояло на последнем месте, о его значении говорят изображения коня на синдских монетах, а также захоронения лошадей как в богатых, так и рядовых курганах (большие Семибратние курганы, группа малых Семибратних курганов, погребение близ Анапы и др.).

Лошади, как отмечает Н.К. Верещагин, были средней величины, скорее всего степного тарпанного типа. Использовались они главным образом как верховые. Н.К. Верещагин, изучавший остеологические материалы из Семибратнего городища, пришел к выводу, что коровы были в основном мелкие, до несколько крупнее, чем северный «торфяной» скот, и принадлежали к европейскому короткорогому типу. Одновременно разводилась и крупная порода типа современной сементальской или серой украинской. Кости этой коровы были встречены в слое конца V— IV в. до н.э. Крупный рогатый скот, несомненно, использовался как тягловая сила, а также на мясо, свидетельством чему являются многочисленные находки разрубленных костей в мусорных слоях городищ и поселений. На Семибратнем городище в слое III в. до н.э. была найдена плоская лепная чаша со сквозными отверстиями в дне, служившая, по-видимому, для приготовления каких-то молочных продуктов (творога, сыра).

В пастушеском хозяйстве известную роль играла и собака. На Семибратнем городище процентное соотношение костных остатков собак к общему количеству костей домашних животных довольно велико — в среднем 10—12%. Собаки, по определению Н. К. Верещагина, были весьма однотипны и мелки, размером со шпица.

Кроме скотоводства синды занимались и птицеводством. В раскопках Семибратнего городища во всех слоях, хотя и в небольшом количестве, встречались кости домашней курицы.

Таким образом, на основании рассмотренных материалов можно судить о значительном удельном весе животноводства в хозяйстве синдов. Развитие пашенного земледелия привело к использованию в качестве тягловой силы волов. Скот использовался не только для пахоты, боронования, транспортировки, но и при молотьбе. Крупный рогатый скот давал также в изобилии молоко и молочные продукты и мясо. Все это обусловило то, что крупный рогатый скот занимал первое место в составе стада. Мелкий рогатый скот кроме мясной и молочной пищи давал шерсть. Свидетельством этого являются находки пряслиц от веретен и глиняных пирамидальных грузиков от ткацких станков. Коневодство также играло значительную роль у синдов, но, конечно, меньшую, чем у кочевников.

Материалы о земледелии и скотоводстве, которыми мы располагаем в настоящее время, показывают высокий уровень развития сельского хозяйства у синдов, который не уступал уровню развития сельского хозяйства в античных городах Северного Причерноморья.

Литература:
Н. В. АнфимовН.В. Сульское хозяйство у синдов// История и культура античного мира,- М.:"Наука", 1977 - c.6-12