История и культура античного мира

Оглавление

Коллегия почитателей Исиды из Паннонии.

Исида с младенцем Гором. Культ египетской богини Исиды проник в Паннонию из Италии. Уже в I в. н.э. из триады египетских богов — Озирис, Исида и Гарпо-крат — почитание Исиды было широко распространено в провинции, особенно в городах, лежавших вдоль так называемого «янтарного пути». Как известно, эта торговая дорога начиналась в Аквилее и проходила через паннонские города — Эмону (ныне Любляна), Саварию (ныне Сомбатхей), Скарбанцию (ныне Шопрон) и Карнунт (ныне Дейчальтенбург под Веной). Она доходила до Дуная и далее до Прибалтийских областей, откуда поступал янтарь в города Северной Италии.

Первыми почитателями Исиды в Паннонии были италийские колонисты, среди которых имелось множество отпущенников, прибывших в провинцию в I в. н.э.—первой половине II в. н.э. и колонизовавших ее юго-западные города. Их торговая и ремесленная деятельность в немалой степени содействовала социальной и культурной романизации Паннонии и экономическому освоению ее богатств.

Самые ранние свидетельства о почитании Исиды в Паннонии исходят из Саварии с конца I в. н.э.

Тиберий Барбий Валент, декурион и понтифик колонии, уроженец Ак-вилеи, посвятил Исиде алтарь. Барбий, относительно которых известно, что это был богатый торговый дом Аквилеи (отпущенники и рабы их в качестве торговых агентов и представителей своих господ я патронов проникли во все дунайские провинции) , вместе с другими колонистами принесли в Паннонию и культ Исиды. Во II в. н.э. в Саварии уже существовала религиозная община, почитавшая Исиду. Ко времени до Маркоманских войн (167—180) относится алтарь из Саварии, поставленный жрецами коллегии, Квинтом Юлием Модератом и Юлием Нигеллионом.

В Саварии, которая до разделения Паннонии на Верхнюю и Нижнюю при Траяне была столицей провинции и оставалась главным центром отправления императорского культа, недавно (1955 г.) обяаружено существование Исеума, священного храмового округа Исиды и самого святилища 7. Этот Исеум имел два строительных периода; его главные здания второго периода залимали большую площадь — 50 X X100 м. С существованием этого Исеума и деятельностью почитателей Йсиды связана происходящая из Саварии надпись, которая долгое время понималась как album ordo колонии Саварии, хотя этому противоречило то обстоятельство, что alburn (список членов) содержал имена нескольких рабов. Эта надпись весьма интересна. Поскольку она оставалась до сих пор вне поля зрения в нашей литературе, целесообразно остановиться на ее многозначном содержании, основываясь, в свою очередь, на публикации и чтении этой надписи, данной в описании римских памятников из Саварии.

Надпись нанесена на мраморной плите с профилированной рамкой. Высота плиты 71 см, ширина 84 см и толщина 15 см. Она датируется 188 г. н.-э. и содержит перечень 95 личных имен, названных в пяти куриях коллегии, из которых 88 принадлежат членам коллегии Исиды. Половина имен италийские; большинство лиц с правом римского гражданства; некоторые из них отпущеннического происхождения. Имеются имена западного происхождения и уроженцев Далмации; четверть всех имен составляют местные имена, вероятно уроженцев Паннонии, Среди членов коллегии находились также лица с императорскими по папа Юлиев, Клавдиев, Флавиев, Ульпиев, Элиев и Аврелиев. Мы можем думать, что некоторыми из них были паннонцы с правом римского гражданства. Среди членов коллегии мы находим также отпущенников и рабов частных лиц, отпущенников и рабов самой колонии Саварии. Album коллегии был высечен на мраморной плите или по случаю сооружения Исеума, или по случаю произведенного дарения. Надпись начинается с посвящения Numinibus — могущественным силам божества, совершенного при дуумвирах коллегии Меммии Эмерите и Рубрии Эвпорионе и жреце коллегии Романе.

Обратимся к рассмотрению самих имен коллегиатов, за которыми скрывается их социальный статус и этнос, хотя в некоторых случаях из текста надписи прямо следует, что речь идет о свободном, отпущеннике или рабе. У половины всех членов коллегии мы встречаем италийские имена 10. Это — Аннии, Аррии, Атилии, Валерии, Кании, Карминии, Консилии, Лампонии, Луциллии, Манлии, Марции, Меммии, Пацилии, Петронии, Постумии, Рубрии, Сервилии, Стлабонии, Тиции, Тории, Цезии. Так, в коллегию входило шесть Цезиев, пять Петрониев, трое Марциев, двое Лампониев, двое Луциллиев, двое Валериев и Плосурниев. Cognomina Петрониев — Онесифор, Ромул, Петрониан, Урсул, Сальвиан — свидетельствуют о том, что перед нами отпущенники. Такие cognomina коллегиатов, как Апулей Эпитюнхан, Бласий Созомен из Аквилеи,. Тиций Аристон, несколько Домициев — Дионисий, Эвтих, Домициан, Фарракс Алии, Плосурнии из Аквилеи — Пантериск и Терций, Марций, Секур, сам декурион коллегии Рубрий Эвпорион, Каний Кресцент указывают на их несвободное происхождение.

Членами коллегии были шесть рабов частных лиц как с правом римского гражданства, так и перегринского статуса. Упоминаются двое рабов Цезиев — Пеоний и Валентин; Сюмфор, раб Террасиана, лица с перегринским статусом, не имевшего римского гражданства, как о том свидетельствует его одно имя; Руфин, раб Флавиана, лица того же правового статуса; раб Апулеев, Эвтих и раб Вимиев, Дионисий.

В коллегию входили и рабы, находившиеся в собственности всей колонии Саварии: Валентин, Секундин и Селевк, при именах которых стоит обозначение col(onorum servus). В коллегии находились также двое отпущенников колонии, Колоний Валериан и Колоний Виндициан, имена которых — Colonius были образованы от наименования статуса города.

Рабы частных лиц не были объединены в одной курии. Раб Цезия Магна — Пеоний был в первой курии; другой раб Цезиев — Валентин состоял в третьей курии. В той же курии был раб Апулеев Евтих; в четвертую курию входил раб Вимиев Дионисий. Рабы колонии Валентин и Секундин находились во второй курии, раб Селевк — в пятой. Господа и их рабы могли состоять в одной и той же курии. В первой курии было несколько свободных Цезиев — Сабин, Виктор и Проб и уже упоминавшийся раб Цезия Магна — Пеоний.

Коллегиатами были и лица перегринского статуса и могли занимать жреческие должности. Sacerdos Роман, при котором была поставлена эта надпись, возможно, не был римским гражданином — он носил одно имя и, вероятно, был восточногопроисхождения.

Из лиц с императорскими nomina, входившими в коллегию, большинство было свободных, вероятнее всего паннонского происхождения. Четверо лиц носили имена Юлиев, шесть человек — имена Клавдиев, трое — Флавиев, четверо — Уль-пиев, пять — Элиев и двое — Аврелиев. Такие cognomina, как Максим, Валентин, Клавдиан, Квинт, Приват, Лициниан, Урсул, свидетельствуют о свободном происхождении их носителей. Но Юлий Децибал, одноименный известному царю даков, Флавий Фортунат, Элий Пегас были отпущеннического происхождения.

При некоторых именах стоит обозначение immunis, указывающее на освобождение от уплаты денежных взносов в коллегию. Такой привилегией пользовались один из отпущенников колонии и несколько римских граждан — Петроний Петрониан из первой курии, Манлий Секунд из второй, Юлий Валентин и Лампоний Вер из третьей и Пацилий Басе из пятой. Шесть рабов частных лиц, входивших в коллегию, и трое рабов самой колонии были в состоянии нести определенные расходы, связанные с членством в коллегии. Мы можем считать, что ови вели собственные дела и располагали пекулием. Известно также, что вхождение для раба в коллегию было возможно только с согласия господина (Dig., XXXXVU, 22,3).

Как с очевидностью следует из приведенных данных, состав коллегии Исиды был весьма неоднородным в социальном, правовом и в этническом отношениях. Греческие в большинстве своем cognomina отпущенников и имена рабов могли скрывать любой этникон. Почитателями Исиды оказывались отнюдь не уроженцы Востока, но потомки италийских колонистов, переселенцы из западных провинций, романизированные паннонцы.

Проникший в Рим уже во II в. до в. э. культ Исиды занял прочное место в римском пантеоне и получил признание в различных социальных слоях. Как всемогущая богиня, научившая человека земледелию, покровительница женского плодородия и сил земли, подательница благ и повелительница судьбы Исида отождествлялась с Деметрой, Афродитой и Тюхе. Во второй половине II в. н.э. ее культ оказывается связанным с почитанием императора. Фрагменты мраморных плит, украшавших фасад святилища Исиды в Саварии, несли изображение Геракла и Фортуны Изобилующей {Fortuna Abundantia), с которыми Ассоциировались образы обещанного Римской империей золотого века. Главной фигурой Исеума в Саварии было изображение в различных вариантах Исиды в сопровождении Озириса и Анубиса. Исида держит в правой руке патеру, к левой — рог изобилия. Она изображена также скачущей на собаке Сотис с систром в левой руке и с корзиной плодов в правой. Фигуры богини Победы, Марса, Геракла, Фортуны Изобилующей находятся в связи с тем признанием, которым пользовался культ Геракла и Исиды в правление Коммода: и фигура Геракла на фасаде святилища, и фигура жреца в маске Анубиса указывают на императора. Известно, что Коммод охотно изображал себя в образе Геракла и принимал участие в Риме в процессиях в честь Исиды (SHA, Vita Commod., 9, 4— 6). Паннонская надпись времени Коммода и рельефы святилища Исиды свидетельствуют, что официальная идеология Римской империи, находившая свое наиболее яркое выражение в императорском культе, накладывала ощутимый отпечаток на самые различные формы религиозной жизни в провинции.

Литература:
Ю. К. Колосовская. Коллегия почитателей Исиды из Паннонии// История и культура античного мира,- М.: "Наука", 1977 - c. 74-77