История и культура античного мира

Оглавление

Акротерий из тирамбы.

Акротерий  Акротерий. Вид сбоку Во время работ экспедиции ГМИИ в поселке Пересыпь (Краснодарского края Темрюкского района) в 1969 г. местный житель А. Еремеев сообщил, что в декабре 1968 г. в обрезе берета им была обнаружена известняковая плита с «ажурным рисунком». Эту плиту он передал экспедиции, и в настоящее время она хранится в ГМИИ. На месте ее нахождения был заложен небольшой раскоп, на котором открыт склеп I в. до н.э.—I в. н.э. и разрушенное погребение эллинистического времени. В том месте, где лежала плита, обнаружена бронзовая монета второй половины III в. до н.э. и разбитая гераклейская амфора.

Памятник представляет собой акротерий надгробия с хорошо сохранившимся рельефом (см рис-ки).

Высота акротерия 60 см, ширина у основания 61 см, толщина 14 см, высота рельефа 5 см. С нижней стороны основания имеются два прямоугольных отверстия глубиной от 5,5 до 6,5 см, служившие для соединения акротерия с плитой надгробия. На обратной стороне акротерия отмечены следы подтески.

Основанием акротерия служит невысокая профилированная база с двумя глубокими горизонтальными врезанными линиями. Акротерий представляет собой полукружие в виде раковины, заполненное рельефным стилизованным изображением пальмовых веток, расположенных симметрично по углам, листьев аканфа в центре и двух толстых крученых стволов аканфа, из которых выходят волюты. В центре над стволами аканфа находится какой-то предмет, похожий на шишку пинии, а по сторонам в низком рельефе расходятся веером узкие листья пальметы. Вверху изображен круглый предмет, возможно нераспустившийся цветок. Памятник отличается ясностью построения, строгой симметрией и схематичностью исполнения деталей. Он не имеет полных аналогий среди акротериев других надгробий, несмотря на то, что почти все элементы декора повторяются в ряде памятников не только Боспора, но и происходящих из Аттики и других центров античного мира.

В Аттике уже в IV в; до н.э. сложился тип надгробия, увенчанного акротерием с пышным декором, состоящим из ряда листьев аканфа над основанием акротерия с поднимающимися кверху стволами аканфа, боковые ветки которого закручены в волюты, а остальные составляют рельефный орнамент верхней части акротерия. Между ними вверху часто изображается или цветок или бутон. В Аттике среди надгробий этого времени встречаются изображения перекрученных стволов аканфа, как и на рассматриваемом памятнике и на ряде боспорских надгробий, например на надгробии из Нимфея, изданном В. М. Скудновой и датированном ею II—I вв. до н.э.

Обширные коллекции южнорусских надгробий содержат ряд памятников, верхняя часть которых завершена акротериями. Сходство между ними и публикуемым акротерием только в общей схеме построения и в изображении отдельных деталей. Так, на многих надгробиях из Керчи, датируемых IV—III вв. до н.э., мы видим шишку пинии между стволами аканфа, а над ней между стеблями пальметы — розетту. Мастера, создававшие эти памятники, были хорошо знакомы с лучшими произведениями аттического искусства, некоторые образцы которого попадали на Боспор, примером чего является мраморный акротерий из некрополя Фанагории. Самым трудным вопросом является датировка нашего акротерия. Как мы уже отмечали, акротерий в Тирамбе был найден случайно местным жителем, около него лежали обломки гераклейской амфоры и медная монета III в. до н.э., что дает нам основание издаваемый памятник отнести к концу III в. до н.э. Нам представляется, что необычайная законченность и целостность композиции декора акротерия, заключенного в полуовальном углублении, правильность его формы (длина основания почти равна высоте), а также плоские рельефы побегов аканфа, характерные для более ранних памятников, не противоречат вышеназванной дате.

Публикуемый памятник интересен еще и тем, что он принадлежит резцу оригинального мастера с определенной манерой исполнения, что дает возможность определить его руку и в других произведениях. Не исключена возможность, что им было сделано надгробие женщины из западного некрополя Фанагория. Четкость линий, строгость пропорций и удивительная соразмерность фигуры, вкомпанованной в архитектурное обрамление плиты, напоминают публикуемый акротерий.

Литература:
Алексеева Е.М. Фрагменты расписной штукатурки первых веков нашей эры из Пантикапея// История и культура античного мира,- М.: "Наука", 1977 - c. 3-5