История и культура античного мира

Оглавление

Идолы из Дильберджина.

В 1973 г. при раскопках западного бастиона привратных укреплений кушанского города вблизи деревни Дильберджин (Северный Афганистан) были найдены семь примитивных глиняных фигурок, частично фрагментированных. Среди них было четыре идола , близко напоминающих лепные статуэтки-идолы из Северного Причерноморья , и обломки трех мужских фигурок. Все они лежали в наполовину заложенной, потерявшей свои оборонительные функции бойнице. Г. А. Пугаченкова, основываясь на стратиграфии слоев, хорошо датируемых находками монет, относит время заложения бойниц к кушаносасанидскому периоду. Почти напротив бойницы с глиняными фигурками в том же помещении была ниша, в которой стояла глиняная статуя Геракла. Под ней обнаружены ноги еще одной такой же статуи предшествующего периода. В глину одной из ног оказалась вмазанной бронзовая монета последнего из царей Великих Кушан — Васудевы II с изображением на аверсе фигуры стоящего царя около алтаря, на реверсесидящей на троне богини. Верхняя из статуй была частично разбита, а ниша заложена глиной и кирпичами, по-видимому, в то же время, когда были замурованы в бойницу остатки глиняных фигурок, которые, так же как и Геракл, были связаны с религиозными представлениями последних защитников городских укреплений. Это дает основание отнести статуэтки-идолы ко времени Васудевы II, т. е. к концу II—началу III в. н.э. Идол

Статуэтки-идолы вылеплены без применения форм, из уплощенных кусков глины. Руки фигурок оттянуты в стороны в виде выступов. Впрочем, полностью сохранилась лишь одна поднятая вверх рука , позволяющая предположить, что у некоторых из фигурок руки воспроизводили жест адорации. Лица у идолов в виде плоских лепешек с выступающими носами находятся под углом к плоскости тулова, что создает впечатление приподнятости головы и подбородка. Глаза, рот и иногда брови прорисованы острым инструментом, нос образован прилепным валиком. Две самые Идол крупные из фигурок высотой 10— 10,5 см имеют расширяющееся книзу тулово, которое плоско срезано у основания, что придает фигуркам устойчивость. Две маленькие статуэтки, одна из которых имеет высоту 8 см, другая без головы — 6,5 см, более плоские и узкие; они имеют неровное основание и стоять без дополнительной опоры не могут. Идол

Поверхность всех статуэток была, по-видимому, покрыта розоватой обмазкой, может быть тонким слоем окрашенного гипса, который сохранился в углублениях и неровностях гмины по всему туловищу, но преимущественно на лицах. Черной краской изображены волосы сзади. При этом черная краска наносиласьпрямо на глину без предварительной обмазки.

Идол Хотя признаки пола у этих статуэток отсутствуют, можно предполагать, что они являлись изображениями женского божества в длинной одежде. Основанием для этого утверждения служит, во-первых, поразительное сходство этих фигурок с идолами из боспорских поселений III в. н.э. (деревень Семеновки и Мысовки) , на которых имеются выступы-груди, и с идолом из Афрасиаба, также воспроизводящим женщину, но в длинном камзоле с поясом и с ожерельем на шее.

Кроме того, следует учесть, что вместе с этими четырьмя идолами в заложенной бойнице имелись обломки трех мужских фигурок, сделанных совсем в другом стиле, с большим количеством деталей. От первой из них, самой крупной, сохранилась голова с совершенно плоским круглым лицом (10х10 см), из которого резко выступает сделанный прищепом горбатый нос. Два налепных валика, покрашенные черной краской, воспроизводят сросшиеся над переносицей брови и слегка опущенные вниз усы. Острой палочкой и черной краской сделаны миндалевидные глаза. Налепная лепешка с поперечной насечкой изображает рот. Волосы надо лбом и на небольшой окружающей лицо бородке подчеркнуты косой насечкой и покрашены черной краской. Вытянутый за затылком головной убор производит впечатление башлыка, задняя часть которого плоско срезана. Торс, которому эта голова принадлежала, утрачен в древности. В 1974 г. в одной из бойниц другого помещения этого же привратного бастиона была найдена уплощенная фигурка с аналогично трактованным лицом и усами-валиками. Детали ее тела переданы пластически, выделены ноги, руки, очертания камзола, что отличает ее от четырех описанных выше идолов.

От второй мужской статуэтки, найденной в 1973 г., сохранились только часть тулова, руки и правая нога. Отчетливо видна рубаха с длинными рукавами, перехваченная поясом в виде валика, концы которого перекрещены, образуя рельефный узел, и длинные штаны. Одежда покрашена красной краской по белой обмазке, а обнаженная кисть руки — черной. Сзади поверхность фигурки совсем плоская, не заглажена и без следов покраски. Стоять эта фигурка не могла. Сохранившаяся высота ее 29,5 см. Здесь же были обломки еще одной подобной же фигурки, но меньших размеров.

голова с совершенно плоским круглым лицом Все три мужские статуэтки, найденные в 1973 г., отличались от женских большими размерами и большей детализацией, тогда как женские сделаны очень схематично.

Высота мужской статуэтки 1974 г. без ног 9 см. Общая высота ее была значительно большей.

Примитивные идолы из алебастра, глины и камня неоднократно встречались на территории Средней Азии, Казахстана, Поволжья и Северного Кавказа. Близкие им гипсовые головки были найдены на территории Северного Афганистана на городище кушанского времени Шахр-и-Бану. Среди примитивных изображений, большая часть которых относится к первым векам н.э., наиболее близкое сходство с дильберджинскими идолами'кроме глиняных статуэток, найденных в Северном Причерноморье (в Золотой балке , Киммерике , Семеновке , Мысовке, Тасунове, на Краснодарском городище и на Кавказе), имеют алебастровые изваяния из Ферганы: из раннесредневековой усадьбы Кайрагач и с городища первых веков н.э. Актобе , а также маленькая глиняная статуэтка, обнаруженная на трассе Большого Ферганского канала. Очень интересно также антропоморфное изображение из Шах-Сенем из необожженной глины, поверхность которой, как и у идолов из Семеновки и Дильберджина, была покрыта тонким слоем алебастра и потом раскрашена. Имеется сходство и со значительно большей по размеру каменной бабой из Куйбышевской области, аналогии к которой исследователи находят в кругу памятников скифосарматского времени.

Среднеазиатские и афганские идолоподобные статуэтки типа дильберджинских датируются I тысячелетием н.э. и преимущественно его первой половиной. Аналогичные им статуэтки из Причерноморья относятся к периоду от рубежа н.э. до III в. н.э., т. е. связаны с периодом интенсивной сарматизации античных государств Северного Причерноморья. Иначе говоря, появление их можно связать с приходом новых этнических элементов. Только очень примитивные женские статуэтки-идолы без рук, найденные в Прикубанье (на Елизаветинском и Краснодарском городищах), возможно относятся к более раннему времени. Однако аналогичные им идолы из Неаполя Скифского и из Ялтинского святилища датируются II—III вв. н.э.

По стилистическим признакам антропоморфные статуэтки-идолы или миниатюрные «бабы», как их иногда называют, можно разделить на две группы: идолы в виде брусков с нерасчлененным туловом и лишь слегка намеченными очертаниями головы и деталей лица и идолы-статуэтки с руками-выступами и четко выделенной головой. К первой группе относится подавляющее большинство антропоморфных изображений из Средней Азии, сарматские антропоморфные фигурки II—III вв. из курганов на р. Бахмут и у с. Быково, а также упомянутые выше идолы из Ялты, Неаполя Скифского и Прикубанья.

Ко второй группе относятся статуэтки из Дильберджина, Семеновки, Мысовки, Золотой балки, Киммерика, статуэтка, найденная на Кавказе, и некоторые из идолов Ферганы (из Актобе 2, Большого Ферганского канала, из усадьбы Кайрагач). Вторая группа статуэток не является выражением более высокого этапа развития изобразительного искусства, оба стиля изображений могут сосуществовать. Более того, в Семеновке были встречены фигурки второй группы, покрытые сверху несколькими слоями гипса, каждый из которых сохранил следы окраски. Неоднократно повторявшаяся обмазка постепенно сглаживала детали тела, и в результате одна из статуэток превратилась в брусковидную фигурку. При этом детали головы, волос и тела были нанесены красками. Вполне возможно, что красками были нанесены детали тела и у идола из Хорезма (Шах-Сенем) , на котором сохранились следы росписи.

Идолов находили как в могильниках, так и на городищах. В Средней Азии существуют устойчивые традиции антропоморфных изображений, связанных с погребальным культом. С погребальным культом связана, вероятно, и гипсовая фигурка из сарматского кургана у с. Быково. Однако идолы из святилища Неаполя Скифского, из многих помещений Семеновки, а также другие идолоподобные статуэтки, найденные на городищах, скорее всего следует трактовать как изображения верховного женского божества, покровительницы земледелия, животного и растительного мира. Именно такое универсальное божество, по-видимому, было изображено на глиняном штампе для культовых хлебцев из Илурата, датируемом II—III вв.

Интересно отметить, что в период, предшествующий греческой колонизации, у племен Северного Причерноморья антропоморфных изображений божеств не было. После основания греческих городов в Причерноморье, и в том числе на Боспоре, распространяются терракотовые фигурки различных божеств греческого пантеона, и особенно богинь, аналогии которым легко найти во многих греческих городах Средиземноморья. Чаще всего это изображения богинь, связанных с культом плодородия: Деметры, Коры-Персефоны, Афродиты и иногда Кибелы. Можно предполагать, что на Боспоре под личиной греческих богинь представители различных местных и пришлых племен, составлявшие, вероятно, главным образом сельское население, почитали свои древние божества плодородия и земледелия , имен которых мы не знаем.

Однако в первые века н.э. в боспорских городах и поселениях наряду с изображениями божеств греческого пантеона появляются статуэтки совсем новых типов. Одни из них в виде маленькой фигурки сидящей на троне богини в очень высоком головном уборе , хотя и очень отдаленно, но напоминают широко распространенные в предшествующее время типы статуэток сидящей богини (Кибелы, Деметры). Другие же резко отличаются своей примитивностью от привычных типов античных терракот и напоминают идолоподобные фигурки, наиболее близкие аналогии которым можно найти либо в коропластике архаической Греции, либо, как указывалось выше, среди статуэток кушанского и более позднего времени, найденных на территории Средней Азии и Афганистана. Обе группы боспорских терракот связаны с культом верховного женского божества. Но в первые века н.э. с упадком греческой культуры это божество, уже получившее в представлении боспорян антропоморфный облик, стараются изобразить отлично от принятой ранее иконографии эллинских богинь. Одна линия в развитии этого образа приводит к распространению фигурок сидящей богини в высоком головном уборе.

Ко второму типу относятся изображения стоящей богини в виде примитивных идолов. Этот тип не имеет генетических связей с иконографией эллинских богинь. Именно этот тип идолоподобных изображений богини характерен для боспорских сельских поселений. К нему же относятся и дильберджинские идолы. Их близкое сходство позволяет предположить наличие генетических связей у племен, проникших на территорию Боспорского царства в первые века н.э., и у племен, вторгшихся на территорию Средней Азии и Северного Афганистана в кушанское или в позднекушанское время. Общие черты в материальной культуре населения этих отдаленных территорий (Северного Причерноморья и ряда районов Азии) прослеживаются в первые века н.э. в распространении, кроме идолоподобных статуэток, также и краснолощеной керамики, сосудов с зооморфными ручками, тамгообразных знаков, статуэток всадников и ряда других элементов. Но этот вопрос еще ждет серьезного исследования.

Литература:
Кругликова И.Т.Идолы из Дильберджина // История и культура античного мира,- М.: "Наука", 1977 - c. 87-91