История и культура античного мира

Оглавление

О структуре скифского пантеона.

Еще в прошлом веке установлен тот факт, что скифы были ираноязычным народом. Но исследователи, изучавшие скифскую религию, не учитывали его в должной мере, рассматривая религиозные представления этого народа изолированно, вне общего иранского контекста, что, естественно, затрудняло понимание самых существенных сторон проблемы. Большое значение для правильной ориентации исследований имела опубликованная десять лет тому назад статья В. Д. Блаватского , в которой показано принципиальное сходство между скифским и персидским пантеонами. Дальнейшие исследования (среди которых назовем работы Д. С. Раевского) еще более подтвердили плодотворность подобного подхода.

Однако, как нам представляется, в изучении данной проблемы сделано еще далеко не все, в частности дальнейшего анализа требует важнейшее свидетельство о характере скифской религии — сообщение Геродота. Древнегреческий автор пишет (Herod., IV, 59 : «Скифы почитают только следующих богов: более всего — Гестию, затем Зевса и Гею, считая, что Гея — супруга Зевса, после них — Аполлона и Афродиту Уранию, и Геракла и Ареса». Далее Геродот указывает, что царские скифы помимо этих божеств почитают также Посейдона. И, наконец, он дает скифские соответствия некоторым из этих божеств, которых только что определил посредством греческих пмен: Гестия — Табити, Зевс — Папай, Гея — Апи, Аполлон — Ойтосир (Гойтосир), Афродита Небесная—Аргимпаса, Посейдон — Фагимасад. Для Геракла и Ареса скифские имена не приводятся.

В дополнение к его аргументации можно привлечь и некоторые другие факты. Это прежде всего сведения античных авторов о религии Аршакидской Армении, где в различных контекстах упоминаются семь божеств, семь алтарей и т. д. Хотя несомненно, что религия Армении имела в основе своей местный характер, столь же несомненно сильнейшее иранское влияние, которое сказалось как в представлениях об отдельных божествах, так и в формах объединения их в единый общегосударственный пантеон. В. И. Абаев не учел еще одного важного свидетельства — сообщения Геродота о религии персов (Herod., I, 131 : «У них в обычае совершать жертвоприношения Зевсу, поднявшись на вершины гор, и весь небесный свод они называют Зевсом. Приносят жертвы они также Солнцу, и Луне, и земле, и огню, и воде, и ветрам. Только этим божествам они приносят жертвы издревле, позднее же они научились [узнали] приносить жертвы и Урании, заимствовав [почитание ее] у ассирийцев и арабов. Ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы— Алилат, персы же — Митрой». В этом сообщении Геродота по существу (исключая сведения о заимствованиях) только одна ошибка — уподобление Афродиты Урании Митре 7. Страбон более точен, когда пишет, что Митра должен сопоставляться с Гелиосом (Strab., XV, 3,13). Как бы то ни было, в данной связи важно одно, а именно, что, согласно Геродоту, персидский пантеон времени Ахеменидов состоял тоже из семи божеств.

Вторая черта скифского пантеона по Геродоту — его строго иерархическая структура. При внимательном чтении приведенного отрывка становится совершенно очевидно, что Геродот не просто перечисляет скифские божества, но что он описывает четко организованную систему. Определяя место Гестии в пантеоне, «отец истории» указывает, что она почиталась т. е. «превыше всего», «прежде всего». Точно так же, говоря о месте Зевса и Геи, он определяет его (по отношению к Гестии) словами — «затем», конечно, не во временном значении. И для остальных четырех божеств Геродот находит выражение, не оставляющее сомнения в том, каково их место в пантеоне: — «после этих», т. е. после предыдущих трех богов, причем и здесь ясно, что не во временном смысле, а в смысле их значения. Таким образом, Геродот отчетливо сознавал и передал структуру пантеона скифов, которая определялась наличием трёх уровней божеств. Графически эта схема может быть выражена следующим образом:
I. Табити (Гестия)
II. Папай (Зевс), Апи (Гея)
III. Гойтосир (Аполлон), Афродита Ура-ния (Аргимпаса), Геракл, Арес.
Более того, как ясно из схемы, пантеон не только состоит из трех уровней, но имеет строгую систему взаимодействия их, а именно соотношения числа божеств на разных уровнях определяется как соотношение 1:2:4.

Надо думать, что подобная система отнюдь не случайна, но отображает какие-то очень древние, восходящие к эпохе иранского (а возможно, и индо-иранского) единства религиозные представления. Для подтверждения этого положения обратимся вновь к религии персов. Геродот, перечисляя божества персидского пантеона, особо выделяет только место Зевса. Однако было бы преждевременно утверждать, исходя из этого, что персидский пантеон состоял лишь из двух уровней. Уже давно установлено, что под именем Зевса у Геродота скрывается Ахура-Мазда. Но, с другой стороны, известно, что при поздних Ахемени-дах наряду с Ахура-Маздой в царских надписях появляются два других божества — Митра и Анахита, особо выделяемые из всего персидского пантеона. Безусловно, и Анахита, и Митра ранее тоже почитались персами, но только при поздних Ахеменидах создается нечто вроде верховной триады, стоящей над остальными божествами. Поэтому есть основания считать, что и персидский пантеон был организован согласно схеме, которую мы наблюдаем в скифском пантеоне, т. е. он делится на три уровня с удвоением числа божеств на каждом уровне, считая с вершины. Следовательно, учитывая общепринятые сопоставления, персидский пантеон представляется следующим образом :
I. Ахура-Мазда (Зевс)
II. Митра (Гелиос), Анахита (Селена)
III. Огонь, Земля, Ветры, Вода

Это сравнение дает возможность высказать некоторые более общие соображения как о скифской религии, так и о ее месте среди верований других ираноязычных народов. Не касаясь сейчас вопроса о функциях различных божеств и в скифском, и в персидском пантеоне, мы тем не менее вправе со значительной долей уверенности утверждать, что при всем сходстве двух этих систем между ними есть и существенные различия. Они связаны в первую очередь с тем, какое божество занимает вершину пантеона, и вообще, как распределены божества в схеме. У персов, согласно Геродоту, высшую ступень занимает божество небесного свода, у скифов же — богиня, олицетворяющая огонь, — Гестия—Табити. Кроме того, насколько можно судить из «Истории» Геродота, у ираноязычных массагетов верховным божеством было Солнце. Как показал В. Хеннинг , еще у одного ираноязычного народа — согдийцев во главе пантеона (имеющего ряд общих черт с зороастризмом, но отличающегося от него) стояла богиня Нанайя.

Таким образом, следует, видимо, думать, что у различных иранских народов эволюция религиозных представлений после распада иранского единства привела к тому, что во главе пантеона оказались различные божества: Ахура-Мазда — у персов (в чем, вероятно, особая роль принадлежала Заратуштре), Табити — у скифов, Нанайя — у согдийцев, Солнце — у массагетов. Все эти божества входили в древнейший общий пантеон, но в силу тех или иных условий у разных народов верхушку пантеона заняли различные божества.

Литература:
Маринович Л.П., Кошеленко Г А. О структуре скифского пантеона // История и культура античного мира,- М.: "Наука", 1977 - c. 118-121