История и культура античного мира

Оглавление

Резные камни из Тирамбы и Тиритака.

В собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина имеется группа золотых перстней, происходящих из раскопок некрополей Таманского полуострова. Особенно интересны перстни с гранатовыми геммами.

Два из них происходят из склепа рубежа I в. до н.э.—1 в. н.э. некрополя Тирамбы. Они состоят из типичной для этого времени оправы в виде двух тонких полос золотой фольги, спаянных друг с другом и заполненных внутри серной массой.

Золотой перстень из Тирамбы В жуковину одного из перстней вставлен плоский резной камень овальной формы, закрепленный узким ободком оправы (рис.). На нем изображен Амур, слегка склонившийся вперед и держащий в правой руке факел, а левой указывающий на стоящего другого Амура. Последний прислонился к округлой тумбе или столбу, у него руки сзади связаны. За спиной Амура с факелом помимо небольшого крыла с отчетливо выделенными перьями развевается плащ. Под изображением проведена горизонтальная черта, отмечающая линию почвы. Камень отличается прекрасной сохранностью, лишь на теле связанного Амура имеется несколько выбоин, по-видимому древнего происхождения, и на основании колонны небольшой скол.

Сюжет, представленный на этой гемме, напоминает многочисленные сцены, встречающиеся в античном искусстве, где Амур мучает Психею (или Психея Амура) 3, поднося к ее телу факел. На гемме из Тирамбы изображены два Амура, а не Амур и Психея, как это считалось первоначально. На это указывает не только определенная манера в изображении крыльев, не свойственная облику Психеи, но и тот факт, что обе фигуры обнажены, а Психея в античном искусстве всегда представлена одетой. Точной аналогии нашей гемме мы не нашли, но близкие сюжеты в античной глиптике встречаются 5. Наиболее близка италийская гемма из собрания, описанного Фуртвенглером, где изображены Амур и Психея. Другая гемма I в. до н.э. из собрания ГЭ почти повторяет изображение на гемме из ГМИИ, однако резко отличается от нее беглой и схематичной манерой резьбы 7. Сцена, почти повторяющая изображение на нашей гемме, имеется на двух рельефных медальонах серебряных чаш из Новочеркасска, которые датируются позднеэллинистическим временем.

Изображение на гемме с Амурами выполнено по гладкой отполированной горизонтальной поверхности довольно глубокой резьбой, реалистично передающей пухленькие детские тельца. Легкие тонкие линии передают складки плаща и пламя факела. Поверхность изображений отполирована местами: колонна и фигурки Амуров по центральной линии имеют полировку, которая создает впечатление заполированное всех фигур целиком. Крылья, головы Амуров, верхнее и нижнее завершение колонны не отполированы или отполированы частично. Гемма несомненно принадлежит к числу первоклассных произведений, выполненныx резцом умелого италийского мастера, и относится к концу I в. до н.э.—1 в. н.э., на что указывает не только весь инвентарь склепа, но также и форма оправы из золотой фольги с серным заполнением. Техника изготовления подобных перстней подробно описана М. И. Максимовой.

Золотой перстень из Тирамбы В том же склепе был найден еще один перстень с резным камнем (рис.). Как и вышеописанный, он изготовлен из тонкой золотой фольги и заполнен внутри серной массой. В гнездо шинки вставлен выпуклый гранат с изображением руки, зажатой в кулак и держащей три колоса. Гнездо обрамлено тонким стоячим ободком, составляющим часть небольшой золотой пластинки, изогнутой под прямым углом, одна сторона которой облегает камень и стоит вертикально, а другая припаяна к шинке.

Изображение на камне выполнено в беглой и небрежной манере и отличается крайним схематизмом и неточностью в передаче деталей. Рука исполнена двумя широкими и короткими углубленными линиями, перпендикулярными друг другу, нанесенными широким резцом. Сжатые пальцы слегка намечены короткими насечками более узкого резца. Вертикальной тонкой линией показана граница сжатых пальцев, приводящая их все на один уровень. Также небрежно выполнены колосья, каждый из которых представляет собой стебель, исполненный тонкой врезанной линией с небольшим колоском в виде одной или двух коротких параллельных насечек.

Изображение колосьев как символа материального благополучия неоднократно встречается на ряде гемм из Пантикапея. Все они представляют собой выпуклые камни (кабошоны). И хотя по сюжету и стилю изображения они очень близки гемме из Тирамбы, однако манера резьбы на последней более небрежна и схематична по сравнению с пантикапейскими. Гемма с рукой и колосьями, так же как и гемма с Амурами, датируется концом I в. до н.э. — началом I в. н.э.

Золотой перстень из Тиритаки  По стилю и манере резьбы близок гемме с колосьями камень на перстне из раскопок некрополя Тиритаки (рис.). Инвентарь погребения датирует его I—II вв. н.э. Он представляет собой типичный для этого времени перстень из золотой фольги с серным заполнением и резным камнем. На его выпуклой полированной поверхности легкими беглыми штрихами изображена стоящая богиня (фигура в фас, голова повернута вправо). В правой руке, опирающейся на скипетр, она держит какой-то предмет, отдаленно напоминающий рог изобилия. В левой руке богини фиала. Длинный хитон вертикальными складками спадает с плеч, плащ окутывает бедра. Из-за спины видны две развевающиеся ленты (тении), назначение которых неясно. Если предположить, что предмет в правой руке богини является рогом изобилия, то наиболее вероятно, что на гемме изображена Фортуна. Однако скипетр не является ее атрибутом и встречается на изображениях Деметры или Геры. Наиболее вероятно, что перед нами изображение богини, слившей в себе черты двух божеств. Такие случаи известны в античной глиптике,и о них упоминает М. И. Максимова, анализируя геммы боспорской камнерезной мастерской. По-видимому, на гемме из Тиритаки представлена Фортуна—Гера. Предположение, что здесь изображена Деметра, отпадает, так как ее образ, как правило, сопровождается колосьями или какими-то другими растительными мотивами. Манера резьбы довольно небрежная, что сказывается в неровностях и кривизне линий одежды, в несовпадении отдельных деталей рук, в отходе от анатомического строения человеческого тела (например, правая рука богини исходит от шеи). Стиль изображения очень схематичный и беглый, что позволяет причислить гемму из ГМИИ к серии резных камней, вышедших, по определению М. И. Максимовой, из боспорской камнерезной мастерской и подробно описанных ею в одноименной работе. Для перстней этой мастерской особенно характерны плоскостность, эскизность и предельная упрощенность изображения.

Геммы боспорского производства более скромны, им не свойственна та тщательность в отделке, которая отличает греческие изделия. И тот небольшой материал, который приведен в данной работе, является наглядным подтверждением этому.

Литература:
Финогеиова С. И. Резные камни из Тирамбы и Тиритака// История и культура античного мира,- М.: "Наука", 1977 - c. 192-194