Танаис - потерянный и найденный город

ВАРВАРЫ И ЭЛЛИНЫ

Скифы

Около 2500 лет тому назад в плодородных степях Восточной Европы обитали племена скифов, частью земледельцы частью кочевники, передвигавшиеся со своими стадами по необозримым степным равнинам. Самыми сильными и воинственными среди скифских племен были так называемые царские скифы, кочевавшие в степях Северного Приазовья. Всех остальных скифов они считали своими слугами и собирали с них дань. Это были скотоводы-кочевники, почти всю свою жизнь проводившие в седле и стремительно передвигавшиеся на низкорослых, но крепких лошадях со своими домами-повозками на четырех колесах. Огромные табуны лошадей считались главным богатством скифов, вся жизнь скифа-кочевника была связана с лошадью. Лошадь не только перевозила его, но и была основным средством питания: из кобыльего молока приготовляли кумыс, сыр и другие молочные продукты; конское мясо варили в больших бронзовых котлах; из конских кож изготовляли одежду, обувь, сбрую, разную бытовую утварь. Конечно, скифы добывали себе пищу и охотой на степную дичь, некоторое количество зерна и другой растительной пищи получали они от земледельческих племен, но все это было лишь добавлением к основному рациону, состоящему из конины и кобыльего молока.

Нам хорошо известны быт и обычаи скифов-кочевников по описаниям древних греческих географов и этнографов, особенно по сочинениям «отца истории» Геродота, который в V в. до н. э. сам посетил Скифию и оставил ее подробное описание, а также по изображениям скифов на древних металлических сосудах, оружии, украшениях, находимых при археологических раскопках в Северном Причерноморье. С замечательных изделий древнего художественного ремесла - с сосуда из кургана Куль-оба под Керчью, с вазы из кургана Чертомлык в Приднестровье - смотрят на нас широкие бородатые лица этих неукротимых степняков. Скифы всегда носили длинные волосы и бороды. Они одевались в кожаные или льняные одежды; костюм их составляли длинные штаны, иногда заправлявшиеся в мягкие кожаные сапоги, кафтан с поясом и войлочный колпак.

На электровом сосуде из кургана Куль-оба изображены скифские воины
На электровом сосуде из кургана Куль-оба изображены скифские воины

Греческие писатели любят рассказывать о воинственности и отваге скифов. В древности их считали непобедимыми. Легкая скифская конница стремительно и внезапно нападала на врага, осыпая его смертоносными стрелами с бронзовыми наконечниками. Луки и стрелы были основным оружием скифов: в походном положении лук вместе со стрелами носили на левом боку в особом футляре - горите. Справа на поясе скифа висел короткий меч-акинак, служивший оружием в тех редких случаях, когда его владельцу приходилось сражаться пешим. Но гораздо чаще, нанеся противнику значительный урон своими стрелами, скифы бешеным карьером, с гиканьем и свистом налетали на растерявшихся врагов, поражая их на скаку короткими дротиками или захлестывая ременной петлей своего лассо. И затем летучий скифский отряд так же внезапно рассыпался по степи, как бы растворялся в ней, чтобы через некоторое время вновь внезапно появиться и ударить в другом месте, где его меньше всего ожидали, сея ужас и смерть. Именно эту тактику с успехом применили скифы в конце VI в. до н. э., когда в Скифию вторгся с огромным войском персидский царь Дарий Гистасп. Он был вынужден в конце концов повернуть обратно, ничего не добившись и потеряв значительную часть своих воинов в ожесточенных схватках с подвижным и неуловимым врагом.

Общественная жизнь скифов в середине I тысячелетия до н. э. характеризуется постепенным распадом родовых отношений. Правда, скифы кочевали еще отдельными племенами, во главе которых стояли свои племенные вожди, но выделение наиболее сильной группы царских скифов, собиравших дань с остальных племен, являлось уже предвестником создания единой царской власти. Такая власть возникла к середине IV в. до н. э., когда у скифов Северного Причерноморья создалось первое государственное объединение. Впрочем, это примитивное скифское государство распалось после гибели его основателя - царя Атея, павшего в 90-летнем возрасте в битве против македонского царя Филиппа II, отца Александра Македонского. Более прочным оказалось скифское царство, возникшее в Крыму в конце III в. до н. э. Оно просуществовало несколько столетий и не раз представляло грозную опасность для соседних государств и народов.

Раскопки скифских могил показывают, что уже в VI - IV вв. до н. э. у скифов существовало значительное имущественное неравенство. Рядового скифа обычно хоронили в простой земляной яме, клали с ним в могилу его оружие и ставили один-два горшка с едой и питьем. Иногда в могилу клали убитого коня. И конь, и оружие, и пища - все это нужно было, по тогдашним понятиям, умершему в загробном мире, где он будет вести такую же жизнь, какую вел на земле. Но класть в погребение коня было уж очень невыгодно для родственников умершего, и очень часто захоронение коня заменяется лишь зарытием какой-нибудь части конской туши, оставшейся от погребальной трапезы, или просто положенными в могилу удилами, которые должны символизировать собой заклание и погребение коня. Над могилой насыпали небольшой погребальный холм - курган.

Совсем иначе устраивались погребения скифских племенных вождей и знати. Это были сложные земляные, деревянные или каменные сооружения, над которыми воздвигались огромные курганные насыпи, достигавшие в высоту иногда 20 л«, т. е. высоты современного шестиэтажного дома. В богатых скифских гробницах находят множество дорогих золотых и серебряных изделий: сосуды, оружие, украшения, а также бронзовые зеркала, котлы, амфоры и многое другое. Именно скифские царские курганы доставили нам те изумительные шедевры античного художественного ремесла, которые хранятся ныне в Золотой кладовой Государственного Эрмитажа и являются гордостью не только русской, но и мировой археологии. В некоторых курганах с умершими были погребены десятки и даже сотни убитых лошадей. Ведь то, что не могли позволить себе рядовые скифы, было вполне доступно царям или вождям, обладавшим неисчислимыми табунами коней. Иногда в царских скифских курганах встречаются и скелеты людей, умерщвленных и положенных в могилу вместе с царем. Это либо слуги, либо рабы, которые должны были в загробном мире нести свою службу при царе. Рабство у скифов существовало, но было не очень развито. Рабов получали главным образом путем захвата пленных на войне. В хозяйстве рабы составляли подсобную силу, основой всей хозяйственной жизни оставался все же труд свободных членов племени.