Танаис - потерянный и найденный город

Грек или варвар?

Раскопка и расчистка могилы № 79 Танаисского некрополя доставили много хлопот сотрудникам Нижне-Донской экспедиции 1957 г. Не так-то просто было расчистить на трехметровой глубине заполненную твердым глинистым грунтом могильную яму, имевшую всего 50 еж, в ширину при 2,5 м длины. Зато находки в этом погребении вознаградили исследователей за труд, затраченный на его расчистку.

Погребение № 79
Погребение № 79

В могиле, перекрытой поперечно положенными деревянными плахами, оказался скелет подростка. Среди костей скелета и около них обнаружены вещи, помещенные в могилу при погребении. В одном углу могилы стояла прислоненная к стенке ямы узкогорлая амфора. Хотя под тяжестью земли она растрескалась, но продолжала сохранять свою форму и положение в могиле. У нее не хватало только одной ручки, которая была отбита еще до того, как амфора с вином была поставлена в могилу. В противоположном углу, за головой погребенного стоял маленький горшочек с приземистым туловом и немного расширяющимся кверху горлышком. Его поверхность была при изготовлении особым образом заглажена или залощена для придания ей матового блеска. Такие лощеные сосудики очень характерны для сарматских древностей I в. н. э. Совсем иной характер имеют два других сосудика, найденные у ног костяка. Это очень изящные, тонко сделанные кувшинчик и чашечка. Оба они покрыты красным лаком, а кувшинчик имеет еще на плечиках орнамент в виде веточек, исполненный краской. Эта посуда изготовлена в греческих гончарных мастерских, вероятно в одном из греческих городов Малой Азии, и в Танаис попала в результате торговли.

Краснолаковый кувшинчик, изготовленный в Малой Азии и попавший в танаисскую могилу
Краснолаковый кувшинчик, изготовленный в Малой Азии и попавший в танаисскую могилу

Одежда погребенного, конечно, истлела совершенно и до нас не дошла. Только на одном бронзовом украшении сохранились незначительные остатки какой-то ткани. Зато украшения все оказались в могиле на месте. Около правого виска лежала серьга в виде маленького колечка из золотой проволочки, среди костей грудной клетки - две большие черные гешировые бусины, две бронзовые бусины, несколько маленьких бронзовых фибул и бронзовый прорезной колокольчик. На кости левой руки был падет бронзовый браслет, а в районе тазовых костей оказались Рассыпанными мельчайшие круглые бляшки для нашивки, вероятно украшавшие когда-то пояс погребенного.

Хотя все эти находки представляют определенный интерес, не они составляют главную достопримечательность могилы № 79. В том конце могильной ямы, куда покойник был повернут ногами, рядом с амфорой были найдены остатки конской узды. Ремни узды сгнили, сохранились лишь железные удила и бронзовые части уздечного набора - пряжка, бляхи, кольца. Мы знаем, что наличие в могиле удил или конской сбруи - характерная черта кочевнического погребального обряда. Эти удила символически заменяли собою погребение целого коня, который должен был сопровождать своего хозяина в потусторонний мир. В греческих погребениях конская сбруя никогда не встречается. Поэтому следовало бы предположить, что погребенный в этой могиле подросток происходил из сарматского рода и был похоронен согласно обычаям своих предков.

Но как согласовать это предположение с наличием в той же могиле под челюстью костяка римской монеты? Эта находка ведет нас в мир совсем других, чисто греческих представлений. Согласно этим представлениям, душе покойника, чтобы попасть в царство мертвых, нужно переправиться через подземную реку Ахерон, на которой работает перевозчиком Харон. Для того чтобы умерший мог уплатить за перевоз, ему вкладывали при погребении в рот медную монетку - «обол Харона». Вот такая монета и была найдена в этой могиле под челюстью погребенного. На этот раз в качестве обола Харона была положена бронзовая монета римского императора Августа, обтянутая тонкой золотой фольгой. Такие монеты чеканились в начале I в. н. э. в городе Лугдуне (современный город Лион во Франции).

'Обол Харона' - монета Августа
'Обол Харона' - монета Августа

Судя по найденной во рту покойника монете, можно было бы думать, что подросток погребен по греческому обряду. Но как объяснить в таком случае находку в той же могиле удил и уздечного набора? Мы не можем определить, был ли погребенный подросток эллинизированным меотом или сарматом или, наоборот, происходил из греческой семьи, усвоившей некоторые обычаи окружающих варваров. Но совершенно очевидно, что в инвентаре этой могилы ярко отразилось то смешение различных культурных элементов, греческих и варварских, которое вообще характерно для всей жизни древнего Танаиса.