Цивилизации древней Америки

Ацтеки

Ацтеки

Инки

Майя

Ацтекское общество
Жертвоприношения
Империя Ацтеков
Каннибализм
Легенды и традиции
Питание
Поэзия
Развлечения, игры, обучение
Доинский период
Империя Инков
Империя и культура
Испанское господство
Налоги
Новое государство
Падение Инков
Первые Инки
Религия, архитектура
В джунглях Южной Америки
Краткая характеристика
Несостоявшиеся цивилизации
Финикийцы нового света
Хребет “древного царства”

Каннибализм

Общеизвестно, что ацтеки совершали человеческие жертвы; однако в вопросе о  каннибализме и его степени согласия нет. Марвин Харрис, например, заявляет, что мясо  жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что питание  ацтеков включало мало белков. Согласно ему, пленники были «ходячим мясом». С другой  стороны, Вильям Аренс сомневается в существовании каннибализма у ацтеков вообще.

Несмотря на согласие многих историков в вопросе о существовании ритуального  каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство учёных не  поддерживает тезис Харриса о том, что человеческое мясо составляло значительную часть  рациона ацтеков.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь пять сообщений о  каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит о широком  ритуальном каннибализме, и только одно — летопись Рамиреса — двусмысленно связывает  каннибализм с ритуальными жертвоприношениями. Характерные сообщения о каннибализме  ацтеков:

Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца  на завтрак.
Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться,  поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы  потом быть взятыми в плен и съеденными.
В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого  неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из  опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
В летописи Рамиреса, написанной ацтеками после завоевания латинским алфавитом,  написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве  дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но  фактически его заменяли индейкой.
В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы  отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было  разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на  подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нем не  было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.
Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют  о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.