Цивилизации древней Америки

Ацтеки

Ацтеки

Инки

Майя

Ацтекское общество
Жертвоприношения
Империя Ацтеков
Каннибализм
Легенды и традиции
Питание
Поэзия
Развлечения, игры, обучение
Доинский период
Империя Инков
Империя и культура
Испанское господство
Налоги
Новое государство
Падение Инков
Первые Инки
Религия, архитектура
В джунглях Южной Америки
Краткая характеристика
Несостоявшиеся цивилизации
Финикийцы нового света
Хребет “древного царства”

Жертвоприношения

В Мезоамерике и Южной Америке во времена ацтекского государства жертвоприношения были  широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом,  принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение  животных, для чего ацтеки разводили особую породу собак. Также жертвовали вещами: их  ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри.  Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе  раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие  тело. Кровь занимала центральное место в культурах Мезоамерики; в одном из мифов о  сотворении мира Кетцалькоатль жертвовал кровью из своего полового члена, чтобы дать  жизнь человечеству. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей  кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву,  чтобы люди могли жить.

Все это готовило людей к высшему пожертвованию — человеческому. Обычно кожу жертвы  красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю  площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы  разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после  чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в чашу,  удерживаемую статуей, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы.  Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с  пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей  тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп  полировали и выставляли на показ в цомпантли (tzompantli), а остальное либо сжигалось,  либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям.  Недавние (2005 г.) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи  у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В  жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские  хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около  84,400 пленников за четыре дня. Неясно, как город с населением в 120,000 жителей мог  поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то,  что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям  в минуту в течение четырех дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не  могло превышать 3,000 и что количество смертей было завышено в целях военной  пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (Bernal Diaz del Castillo),  испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При  описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100,000 черепов.  Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину  несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции  подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли  Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60,000 черепов. Согласно  книге Вильяма Аренса (William Arens), при раскопках было найдено 300 черепов.

Бернардино де Саагун, Хуан Баутиста де Помар и Мотолини?а (Bernardino de Sahagun, Juan  Bautista de Pomar, Motolinia) говорят, что у ацтеков было 18 больших праздников в  году. Мотолини?а и Помар ясно заявляют, что жертвоприношения делались только в эти  праздники. Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодых девушек топили для  Шилонена (Xilonen), болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку (Tlaloc), говорящих на  науатль пленников жертвовали Уицилопочтли (Huitzilopochtli), а ацтека-добровольца —  Тескатлипоке (Tezcatlipoca).

Не все жертвоприношения делались у Главного храма (Templo Mayor); некоторые  совершались на Cerro del Penon, островке озера Тескоко. Согласно ацтекскому источнику,  в месяц Тлакаксипеуплицтли 34 пленника было принесено в жертву в гладиаторском бою  богу Шипе-Тотеку (Xipe Totec). Большое число жертвовалось Уицилопочтли в месяц  панкецалицтли (Panquetzaliztli). Это должно было составлять от 300 до 600 жертв в год,  хотя Марвин Харрис (Marvin Harris) увеличивает эту цифру в 20 раз, считая, что  жертвоприношения совершались во всех частях (кальпулли, calpulli) города. Общего  согласия по поводу реальных цифр нет.

Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» (guerras floridas) — специальные набеги  для захвата пленников для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли  (некстлауалли, nextlaualli), — это была своего рода «долговая плата богам», чтобы  солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Человеческие душа-сердце и  душа-кровь необходимы, чтобы мир не разрушился — эта идея лежала в основе практики  захвата людей на подчинённых землях, причём населению было предписано встречать воинов  с цветами в руках (одна из причин, давших имя “цветочным войнам”).

Неизвестно, совершались ли жертвоприношения до того, как ацтеки пришли в долину  Анауак, или же они впитали этот обычай так же, как впитали многие другие обычаи и  культуры. Первое описанное ими жертвоприношение было посвящено Шипе-Тотеку, божеству  северной Мезоамерики. Летописи ацтеков описывают, что человеческое жертвоприношение  началось как установление 1484 года во время правления Тисока (Tizoc). Во времена  правления Тлакаелеля человеческое жертвоприношение стало неотъемлемой частью культуры  ацтеков, - не только по религиозным, но и по политическим причинам.

Когда Кортес прибыл в Теночтитлан, он запретил человеческие жертвоприношения, поэтому  испанцы не видели жертвоприношений в городе.

Не сохранилось никаких изображений человеческих жертвоприношений времени  непосредственно перед приходом Кортеса, все известные изображения были нарисованы  через несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение  испанцами ацтекских летописей.

Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют  большие расхождения.