Средние века

Раннефеодальные государства в Испании (VI—XI вв.)

Развитие феодальных отношений в Испании имело свои особенности по сравнению с процессом феодализации во Франции, Германии, Италии, Англии и странах Скандинавского полуострова. Эти особенности определялись в значительной мере ходом борьбы против арабов, захвативших в начале VIII в. большую часть территории Пиренейского полуострова.

Испания при вестготах и свевах

К 40—60-м годам V в. вся Испания оказалась занятой «варварскими» племенами вестготов, свевов и вандалов, перешедшими через Пиренеи. Вандалы переправились далее в Северную Африку, вестготы и свевы остались в Испании, которая была в конце V в. при вестготском короле Эйрихе (466-—485) включена в состав обширного Вестготского государства. Оно занимало, кроме Испании, всю Южную Галлию до Луары на севере, Бискайского залива йа западе, Средиземного моря и реки Роны на юго-востоке.

В результате вестготского завоевания в Испании распространилось общинное землевладение и мелкое крестьянское хозяйство. Но вестготы произвели два земельных раздела с испано-римским населением: во время первого раздела каждый вестготский поселенец получил 2/3 владений того или иного римского землевладельца, а в ходе второго раздела — 1/2 его земель. Это ускорило рост неравенства в вестготской общине-марке, которая стала быстро разлагаться. Полученные вестготами наделы превращались в аллоды.

Внутренний вид церкви в монастыре Сан Миллан де ла Коголла (Кастилья). X в.
Внутренний вид церкви в монастыре Сан Миллан де ла Коголла (Кастилья). X в.

В вестготской Испании начали развиваться феодальные отношения. Этот процесс шёл интенсивнее в южной и восточной частях Пиренейского полуострова, где под воздействием римского рабовладельческого строя крупное землевладение сложилось задолго до вестготского завоевания. Вестготская знать стала быстро сливаться здесь с прежней испано-римской знатью, а основную массу непосредственных производителей составили местные рабы и колоны. В северных и центральных областях Пиренейского полуострова слой феодально зависимого крестьянства вырос в значительной мере в результате закрепощения свободных вестготских общинников. Хозяйственное развитие вестготской Испании определялось сочетанием поздне-римских и «варварских» порядков. Наряду с плужным земледелием и животноводством здесь были развиты виноделие, садоводство и огородничество. Тяжёлый плуг с железным лемехом (иногда колёсный) требовал упряжки одной-двух, а нередко и трёх-четырёх пар волов. Поэтому волы стали главной тягловой силой в сельском хозяйстве. В течение VI—VII вв. в вестготской Испании в ряде мест произошёл переход от двухполья к трёхполью (вероятно, с преобладанием яровых посевов над озимыми). Из хлебных злаков там культивировались главным образом пшеница и полба (хлебный злак, представляющий собой один из видов пшеницы). Возделывали также ячмень (рожь и просо в Испании вовсе не сеяли).

Вестготское государство в Испании продержалось лишь до начала VIII в.: его сокрушило арабское вторжение (711— 714 гг.). После этого историческое развитие северной части Пиренейского полуострова и его центральной и южной частей пошло различными путями.

Арабское владычество в Испании в VIII—XI вв.

После того как Вестготское королевство пало под ударами мусульман-арабов и африканских берберов («мавров»), Испания почти целиком вошла в состав Арабского халифата. Только на крайнем севере, в горах Астурии, возникло небольшое вестготско-испанское христианское королевство (718 г.).

Утвердившаяся в Испании племенная знать арабов и берберов, завладевшая земельным фондом и феодализировавшаяся, тяготилась зависимостью от далёкого Халифата и необходимостью делиться с халифом своими доходами. В 743 г. берберские племена в Испании восстали против халифа. Этим воспользовалось королевство Астурия и продвинуло свою границу до реки Дуэро. После падения власти династии Омейядов в Халифате (750 г.) и прихода к власти Аббасидов один из уцелевших Омейядов — Абд-ар-Рахман бежал в Испанию. Ему удалось привлечь там на свою сторону арабскую и берберскую знать и основать независимый эмират (Омейяды правили в Испании с 756 по 1031 г.).

Вначале арабское завоевание Испании мало изменило в ней положение крестьянства. Первое время подати крестьян были даже несколько уменьшены. Однако постепенно арабские и берберские землевладельцы, захватившие земли вестготских феодалов, королей и церкви, стали усиливать эксплуатацию крестьян. Государство взимало с них налоги, а арабские землевладельцы требовали от крестьян выполнения различных феодальных повинностей.

Обосновавшиеся в Испании арабы продолжали сохранять связи с более культурными странами и народами Передней Азии и много заимствовали у них. В занятых арабами частях Испании начали возделывать новые сельскохозяйственные культуры: рис, финиковую пальму, гранатовое дерево и сахарный тростник; кроме того, стало более широко применяться орошение, было введено шелководство, расширилось виноградарство, получило большее распространение овцеводство. В то же самое время улучшились обработка металлов и ткацкий промысел, развилось горное дело.

Очень большое значение для экономического и культурного развития Испании под арабским владычеством имел рост городов, основанных ещё в древности и сохранившихся во время вестготского завоевания (Севилья, Кордова, Валенсия, Гранада, Толедо). В Кордове в X в. насчитывалось 113 тыс. домов и около 500 тыс. жителей.

Церковь Санта Мария дель Наранко в Овиедо.  VIII-IX вв.
Церковь Санта Мария дель Наранко в Овиедо. VIII-IX вв.

Этнический состав населения арабской Испании был очень пёстрый. Здесь жили испано-римляне, вестготы, арабы, берберы, евреи. Некоторые из испано-римлян приняли ислам (так называемые муеаллады), частью сохранив свой романский язык, другие же усвоили арабский язык, сохранив христианскую веру (так называемые мосарабы). Сначала завоеватели соблюдали полную веротерпимость, но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.

Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г. Во главе этого восстания встал выходец из рядов вестготской знати Омар ибн Хафсун, по основная масса восставших состояла из крестьян. Захватив большую территорию, Омар ибн Хафсун в течение 30 лет управлял ею как независимый государь.

Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отлив местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.

Наибольшего политического могущества Кордовский эмират, переименованный в 929 г. в Кордовский халифат, достиг при халифе Абд-ар-Рахмане III (912—961). На время были усмирены арабские и берберские провинциальные феодальные клики, в результате чего удалось достигнуть значительной централизации управления. Флот Кордовского халифата в этот период господствовал в западной части Средиземного моря.

Но во второй половине X в. вновь усилилась борьба между двумя основными группировками класса феодалов — служилой знатью, связанной с центральным государственным аппаратом, и провинциальной знатью. Последняя опиралась на феодальное ополчение. Чтобы не зависеть от этого ополчения, кордовские халифы создали постоянную гвардию из рабов (мамлюки, иначе гулямы), которые большею частью происходили из славян или других племён и народностей Восточной Европы и сбывались в Испанию работорговцами. Всех этих молодых воинов из рабов в арабской Испании называли славянами (по-арабски «ас-сакалиба»). Гвардия мамлюков сначала была опорой кордовских халифов, но к XI в. эти гвардейцы превратились в фактических вершителей их судеб.

С начала XI в. рост крупного феодального землевладения за счёт мелкого привёл к усилению крупных арабских и берберских владетелей. Возросли и их центробежные стремления. Со второго десятилетия XI в. начались феодальные междоусобные войны, которые способствовали падению Кордовского халифата Омейядов (1031г.). На его месте образовалось несколько десятков эмиратов и княжеств (Севилья, Гранада, Малага, Валенсия, Барселона и др.) с династиями арабского и берберского происхождения, а также с династиями, родоначальники которых происходили из гвардии мамлюков.

Культура Испании в IX —XI вв.

В первые века после арабского завоевания одним из центров развития раннссредневековой культуры стала Андалусия. В начале VIII в. завоеватели Испании — североафриканские арабы и берберы, в большинстве кочевники, по культурному уровню стояли не выше испано-римского населения. Но в дальнейшем арабская Испания, вошедшая в комплекс завоёванных арабами стран, восприняла достижения той культуры, которая сложилась в мусульманских странах в результате усвоения и переработки наследия иранской, среднеазиатской, западноримской и византийско-сирийской культур. К тому же культура Андалусии не была культурой замкнутой арабской верхушки, а развивалась в самом тесном взаимодействии с культурой коренного населения Испании. Всеми этими обстоятельствами и объясняется расцвет испано-арабской культуры в IX—XI вв.

Арабский архитектурный стиль, утвердившийся прежде всего в Кордове и Гранаде, подвергся влиянию складывавшегося местного романского стиля, а впоследствии сам повлиял на романские, и готические постройки в отвоёванных у арабов землях («Ворота солнца» в Толедо, сооружения в Авиле, Саламанке XI—XII вв. и др.). Из памятников архитектуры в арабской Испании в период раннего средневековья особенно выделялась соборная мечеть в Кордове, достроенная окончательно в X в.

Внутренний вид соборной мечети в Кордове. X в.
Внутренний вид соборной мечети в Кордове. X в.

Взаимодействие арабской и испанской культуры сказалось и в поэзии. Литературным языком в арабской Испании в IX—XI вв. не только для мусульман, но и для местных христиан являлся классический арабский язык. Однако наиболее значительный андалусский поэт Ибн Кузман (родился около 1080 г.) отказался от традиционных условностей старой арабской поэзии. Он писал на простом, близком к разговорному языке с большим количеством испанизмов, осмеивая в своих стихах ислам и воспевая наслаждение жизнью. Большое влияние на андалусскую культуру оказали достижения передовой в то время арабоязычной переднеазиатской и среднеазиатской культуры, труды выдающегося учёного Мухаммеда ибн Мусы Хорезми (IX в.) и великого мыслителя Ибн Сины (Авиценны).

В высших школах Кордовы в X в., помимо мусульманского богословия и права, преподавались философия, математика, астрономия, физика и медицина. Сюда приезжали учиться и из стран Западной Европы, и из стран Передней и Средней Азии. В библиотеке халифа Хакама II (961—976) в Кордове находилось до 400 тыс. рукописей. В Кордове же переводились научные труды с древнегреческого на арабский язык. Начиная с XI в. в арабской Испании велась большая работа и по переводу на латинский язык сохранившихся в арабских переводах трудов древнегреческих авторов. Это дало возможность западноевропейским учёным-схоластам впервые полностью ознакомиться с данными произведениями.

Начало реконкисты. Возникновение государств средневековой Испания

Одновременно с Арабским государством, занимавшим большую часть Пиренейского полуострова, на его крайнем северо-востоке продолжали существовать части бывшей Испанской марки (с главным городом Барселоной), основанной Карлом Великим в процессе его борьбы с арабами, а на северо-западе — остатки Вестготского королевства (королевство Астурия). Именно отсюда началось то широкое освободительное движение, которое известно под именем реконкисты, т. е. отвоевания занятых арабами территорий.

Во время реконкисты, начавшейся уже в VIII—IX вв., небольшие раннефеодальные государства северо-западной и северо-восточной части Пиренейского полуострова (Астурия, Галисия, Леон, графство Португальское, Кастилия, Арагон, графство Барселонское, княжество Наваррское и др.) стали сливаться и расширяться. В результате этого процесса выросли такие большие государства средневековой Испании, как Кастилия, Арагон и Каталония. В ходе реконкисты закладывались и основы будущих народностей — испанской и португальской.

В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, однако основной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости. Наряду с крестьянством большую роль в реконкисте сыграло и городское население (купцы и ремесленники). Его участие в реконкисте в значительной мере объясняется тем, что оно было заинтересовано в продвижении на юг, так как Южная Испания в X—XI вв. была в экономическом отношении более развита, чем Северная. Активную роль в реконкисте играло и мелкое рыцарство, хотя основную выгоду из неё извлекали главным образом крупные феодалы (светские и церковные).

Во время реконкисты чрезвычайно усилилась и католическая церковь. Это объясняется прежде всего тем, что церковные учреждения и должностные лица церкви в качестве представителей господствующего феодального класса захватывали большое количество отвоёванных у арабов земель. Очень часто эти захваты оформлялись в виде дарений со стороны королей и крупных светских феодалов. Церковь играла также большую идеологическую роль в период реконкисты, происходившей под знаменем религиозной борьбы христиан с «неверными» (мусульманами).

Различные государства, из которых сложилась будущая объединённая Испания, проделали во время как мирного общения, так и военных столкновений с арабами и берберами свой особый путь развития. Поэтому история каждого из этих государств, прежде чем наметилось и произошло их слияние, должна рассматриваться отдельно.

Общественный строй Астурии, Леона и Кастилии в IX—XI вв.

Из государств северо-западной, части Пиренейского полуострова раньше всего возникло королевство Астурия (в начале VIII в.), которое в IX в. объединилось с Галисией, а в X в. расширило свои границы и дало начало новому королевству — Леон. Последнее в то время включало в себя также и часть будущей Кастилии (графство Кастильское), однако вскоре Кастилия выделилась из Леона, а позднее (в начале XI в.) она стала независимым королевством. Впоследствии из совокупности этих государств (главным образом Леона и Кастилии) выросло Кастильское королевство, но до конца XI в. они занимали лишь северо-западную часть Пиренейского полуострова до реки Дуэро, на юг от которой простирались арабо-мусульманские владения. Общественный строй этих государств до реконкисты развивался на основе, заложенной ещё в вестготский период.

Тяжёлые формы эксплуатации крестьянства в северо-западной части Испании объясняются происхождением значительной части крепостных крестьян из посаженных на землю рабов ещё во времена господства там вестготов. Крепостные крестьяне не только несли там тяжёлую барщину, но и уплачивали многочисленные оброки. Ответом на феодальную эксплуатацию являлись крестьянские восстания, которые охватывали в VIII—X вв. иногда целые области.

Классовая борьба крестьянства против феодалов в обстановке начавшейся с IX в. реконкисты внесла серьёзные изменения в положение части крестьян Леона и Кастилии. Многие сеньоры были вынуждены в течение X в. предоставить своим крестьянам некоторые льготы и вольности, превратив их из барщинников в оброчных держателей, часть которых могла иметь некоторые права распоряжения землёй, а иногда даже и право перехода из одной сеньории в другую (правда, ценой потери движимого имущества). Положение этого разряда крестьян оформлялось в Леоне в виде особых хартий вольностей, так называемых фуэрос Леона (т. е. «обычаев Леона»).

Поселение крестьян-колонистов в отвоёванных областях содействовало возрождению крестьянской общины на новой основе. В ходе реконкисты в Кастилии и Леоне стали возникать вольные крестьянские общины, так называемые бегетрии ( Происхождение слова «бегетрия» спорно. Некоторые исследователи производят его от баскского слова, означавшего независимую свободную общину. Это толкование позволяет искать истоки бегетрии в общественном строе басков.), члены которых находились в гораздо меньшей зависимости от своих сеньоров, чем остальные крестьяне. Одни бегетрии (они составляли, по-видимому, меньшинство) пользовались ничем не ограниченным правом отыскивать себе сеньора в любом месте и на любой срок в пределах всего королевства. В хрониках отмечено: «... и говорят, что все эти бегетрии могут брать и менять сеньора семь раз в день или, иными словами,столько раз, сколько им пожелается, и делается так в тех случаях, когда решила бегетрия, что сеньор, ею владеющий, их притесняет». Другие бегетрии имели право избирать сеньора только из определённого рода или в пределах того округа, в который входила данная община. Это были так называемые бегетрии «из рода в род».

Члены бегетрии были лично свободны и пользовались правом перехода, в то же время они были обязаны уплачивать сеньору ряд натуральных и денежных взносов (иногда хлебом и вином). Отработочных повинностей члены бегетрии не несли, за исключением помощи сеньору во время срочных полевых работ. Половина взносов, получаемых с бегетрии, шла в пользу короля.

Бегетрии возникали, как правило, на пограничных территориях в результате колонизации. Реконкиста оказала несомненное влияние на расширение «вольностей» этих общин. Она привела к тому, что крестьяне получили в руки оружие, а участие бегетрий в войнах с арабами помогло им бороться и против эксплуатации со стороны феодалов. Однако наличие бегетрий также и в северных районах Кастилии и Леона указывает на то, что их общинный строй восходил к временам, предшествовавшим реконкисте.

Число бегетрий было весьма значительно (в середине XIV в. они составляли около 1/3 всех крестьянских поселений Кастилии). Уже в Х — начале XI в. многие крестьяне (особенно из числа поселённых на завоёванных землях) добились смягчения феодальной эксплуатации (сокращения барщины до одного дня в неделю, а затем и до 2—3 дней в году). Сервы, или низший слой крепостных, происшедшие из посаженных на землю рабов, в свою очередь попадая в состав бегетрий, освобождались от целого ряда повинностей. Но та часть крестьянства, которая оставалась в крепостной зависимости в вотчинах и поместьях кастильского дворянства, продолжала подвергаться самой тяжёлой эксплуатации.

Личному освобождению части кастильского крестьянства содействовало на первых порах и возникновение городских общин (вилья) на вновь отвоёванных и пограничных землях, которые считались коронными, т. е. непосредственно подчинёнными королю.

Кастильские города возникали в качестве укреплённых пунктов в результате потребности в обороне отвоёванной территории. Само слово «Кастилия» (от испанского слова «castella») означало «страна замков».

Королевская власть вербовала поселенцев и защитников этих укреплённых пунктов из разных слоев населения, в том числе и из крепостных крестьян, предоставляя вновь возникавшим общинам известную самостоятельность. Это способствовало развитию ремесла и торговли, расцвету которых вначале препятствовали постоянные войны. Таким образом, зарождение городов в Леоне и Кастилии было связано с их значением в качестве опорных пунктов в борьбе против арабов.

Города получали право избирать членов городского совета (консехо), должностных лиц и судей. Избирать могли все жители города. Городские вольности фиксировались в X—XI вв. в королевских хартиях (грамотах) вольностей (фуэрос). Каждая городская община имела по отношению к своей сельской округе некоторые права господства, напоминающие власть сеньора над крестьянами, так как от главного поселения зависели деревни и хутора.

Господствующий класс Леона и Кастилии в X—XI вв. был представлен церковными и светскими землевладельцами — феодалами. Епископы и аббаты имели огромное количество земель, обладали большой политической силой и были обязаны участвовать в военных походах.

Светские феодалы делились на три основные группы: высшую знать (рикос-омбрес), представители которой могли вести войны независимо от короля и захватывать таким способом много земель; инфансонов — менее крупных феодалов, являвшихся, как и представители высшей знати, непосредственными вассалами короля, и мелких феодалов — рыцарей (кавальера), которые выступали в качестве конных воинов и получали за свою службу некоторые привилегии.

Высшая знать освобождалась от уплаты податей и пользовалась иммунитетом, запрещавшим доступ королевских должностных лиц в её земельные владения. Магнаты, принадлежавшие к высшей знати, имели даже право отказывать королю в повиновении и объявлять ему войну, а также самовольно покидать пределы королевства.

Могущество высшей знати покоилось на том, что её представители обладали большими земельными владениями. Однако в рассматриваемый период кастильское дворянство ещё не сложилось как сословие. Несмотря на раздачи королевской властью и крупными сеньорами земель в бенефиции и феоды, ленная система и вассальная иерархия были ещё далеки от своего завершения.

Общественный строй Арагона и Каталонии в IX—XI вв.

В северо-восточной части Пиренейского полуострова были расположены Наварра, Арагон (в бассейне реки Эбро, к юго-востоку от Наварры) и графство Барселонское, превратившееся впоследствии в королевство Каталония. Все эти государства (в том числе и Наварра) выделились из бывшей Испанской марки.

В IX в. территория Испанской марки входила в состав Франкского государства. Франкский император Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, произвёл раздачу завоёванных земельных владений в бенефиций крупным светским землевладельцам, и в том числе должностным лицам — графам. Графы в свою очередь роздали часть своих владений в качестве бенефициев подчинённым им должностным лицам. Во владениях тех и других, а также и на королевских землях эксплуатировались крестьяне, которые вначале были оброчными держателями, а потом превратились в прикреплённых к земле крепостных-барщинников.

Ухудшение положения крестьян было вызвано усилением мощи местных феодалов в период распада Франкской империи. При отсутствии сколько-нибудь прочной королевской власти в государствах Северо-Восточной Испании феодалы легко превратили пожизненные королевские пожалования в наследственные владения.

В отличие от Каталонии и Валенсии, прибрежных областей, связанных со средиземноморской торговлей, Арагон в экономическом отношении был наиболее отсталой частью Испании.

Результаты, достигнутые на первом этапе реконкисты

Первый этап реконкисты (VIII—XI вв.) закончился при кастильском короле Альфонсе VI завоеванием города Толедо, который до арабского вторжения был столицей вестготского королевства. К этому времени (1085 г.) Леон и Кастилия объединились под властью одного короля и это единое королевство сильно расширило свою территорию, особенно после овладения бассейном реки Тахо. За арабами осталась лишь часть Пиренейского полуострова к югу от течения рек Тахо и Гвадианы. На северо-востоке владения арабов в конце XI в. простирались до границ Арагона.