Средние века

Византия и южнославянские государства в XI—XIII вв.

В XI — начале XII в Византия и южнославянские страны вступили в период сложившегося феодализма Социально-экономическое и политическое развитие болгарского и сербского народов проходило в условиях феодальной раздробленности и борьбы против византийского владычества. Только к концу XII в/ им удалось добиться независимости.

1. Византия

Окончательное оформление феодальных отношений в XI — начале XII в.

Процесс формирования феодальных отношений в Византийском государстве в основном завершился в XI в. Самое широкое распространение в это время получил институт пронии. В XI—XII вв. земли фиска, как пустующие, так и населенные крепостными крестьянами — париками, начали раздаваться правительством феодалам сначала в пожизненное, а затем в наследственное владение. На пожалованных правительством землях прониары взимали с крестьян подати и оброки, известную часть которых они отдавали государству. Институт прении, сходный с западноевропейским бенефицием, а в дальнейшем с феодом, теснейшим образом был связан с так называемой экскуссией. Права экскуссии, т. е. освобождение от оплаты податей и изъятие земель прониаров из-под власти государственных чиновников, правительство давало светским феодалам, церквам и монастырям вместе с земельными пожалованиями. Экскуссия, во многом соответствовавшая западноевропейскому иммунитету, была важным фактором в укреплении частной власти феодалов над зависимым крестьянством.

Сельскохозяйственные работы. Миниатюра из византийской рукописи. XI в.
Сельскохозяйственные работы. Миниатюра из византийской рукописи. XI в.

В XI в. значительная часть византийских крестьян потеряла личную свободу и превратилась в крепостных-париков, лишенных права свободного перехода с земли одного феодала на землю другого. Вместо централизованной ренты, вносимой крестьянами в казну феодального государства в виде налогов, с XI в. преобладающей формой стала рента, уплачиваемая непосредственно феодалам. Парики должны были отбывать барщину, вносить феодалам натуральные и денежные платежи и различного рода дополнительные взносы. По-прежнему весьма тяжелыми оставались повинности крестьян в пользу государства и церкви. Сборщики податей взимали с населения налоги с неумолимой жестокостью, пересчитывая, по свидетельству современников, «каждый волос на голове, а тем более каждый лист винограда или другого растения».

Город, ремесло и торговля в XI—XII вв.

В XI в. Византия по уровню развития ремесла и торговли была выше многих стран Западной Европы. Особенно интенсивно в этот период развивалось ремесло в городах Греции и Малой Азии. В Беотии и Пелопоннесе широкое распространение получило производство шелковых тканей, на основе чего расцвели такие города, как Фивы и Коринф. В Коринфе развивались также обработка металлов, гончарное и стекольное производства. В приморских городах Малой Азии высокого совершенства достигло производство металлических изделий, особенно оружия, развивалось и ткачество. Константинополь продолжал оставаться центром производства предметов роскоши, ювелирных изделий, эмалей и дорогих тканей.

Транзитная торговля Европы с Востоком и Причерноморьем по-прежнему проходила через Византию, которая вела интенсивную торговлю с арабскими странами через крупные города Сирии — Алеппо, Антиохию, Дамаск. Большую роль в экономической жизни Византийского государства играла торговля с Русью в славянскими странами Балканского полуострова. Сохранялись и даже упрочились торговые связи с Закавказьем, главным образом с Арменией. На западе Византия поддерживала торговые сношения с приморскими городами Италии — Венецией, Амальфи, Пизой и др. Путешественник Вениамин Тудельский, посетивший Константинополь в 1171 г., писал про этот город: «В него стекаются для торговли купцы со всех стран морем и сухим путём, это шумный город, нет подобного ему ни в одной стране, за исключением Багдада...». Большую роль в торговле со славянскими странами и Западной Европой играла Фессалоника, славившаяся своими ярмарками.

Внешнеполитическое положение Византии в XI в.

В середине XI в. в Византии происходили ожесточённые феодальные междоусобицы, знаменовавшие усиление феодальной раздробленности. Крайне обострилась борьба различных групп господствующего класса за престол. С 1057 по 1081 г. сменилось 5 императоров.

Феодальные междоусобицы привели к ослаблению Византийского государства и ухудшению его внешнеполитического положения. Упадку военной мощи Византии способствовало также закрепощение свободного крестьянства и разорение стратиотов. Византия потерпела ряд неудач в борьбе с внешними врагами — печенегами на севере и тюрками-сельджуками на востоке. В 1071 г. войска сельджукского султана Алп-Арслана нанесли сокрушительное поражение Византии в битве при Манцикерте. Император Роман IV Диоген (1068—1071) был захвачен в плен. Византия потеряла почти всю Малую Азию и Армению.

На западе положение Византии также сильно пошатнулось в связи с появлением нового могущественного соперника в лице норманнов, которые обосновались на юге Италии, Норманский герцог Роберт начал энергично прибирать к рукам византийские владения в Южной Италии, по существу очень мало связанные с империей. В 1071 г. норманны захватили последний оплот византийцев в Италии — город Бари, а в начале 80-х годов вторглись в Эпир и стали опустошать побережье Далмации. В 1081 г. к власти пришёл Алексей I Комнин (1081—1118), ставленник провинциальной военно-служилой знати. Перед лицом внешней опасности и вследствие угрозы народных восстаний византийские феодалы временно сплотились вокруг новой династии Комнинов.

Народные движения в XI—XII вв.

XI и XII века в Византии отмечены массовыми антифеодальными крестьянскими восстаниями. В это время с новой силой возродилось павликианское движение, ареной которого теперь сделались европейские области империи — Фракия и Македония, куда были переселены павликиане после их разгрома византийским правительством в Малой Азии. Центром павликианского движения на Балканах стал город Филиппополь. Особую остроту классовая борьба приобрела в покорённой Болгарии. Хищническая политика византийских феодалов, ограбление и притеснение ими населения, подавление его самобытной культуры, а также предательское поведение части болгарской знати, пошедшей на союз с завоевателями, вызвали острую ненависть народных масс Болгарии. Классовая борьба против феодалов, своих в чужеземных, сливалась здесь с борьбой против византийского ига. Широкое народное движение в Болгарии возглавлялось богомилами, учение которых было родственно учению павликиан. В движении принимало участие главным образом зависимое крестьянство, а в отдельных случаях и городская беднота. Павликиане и богомилы нередко выступали против византийского правительства совместно. В 1078 г. руководителем народного восстания в районе города Месемврии был богомил Добромир, а во главе восстания 1078—1079 гг. в Средеце (София) стоял павликианин Лека.

Репрессии правительства вызвали народные восстания в Дунайской Болгарии, в которых участвовали тысячи крестьян. Движение возглавил богомил Травл. Восставшие заключили союз с печенегами и объединёнными силами нанесли в 1086 г. поражение византийским войскам. Византийские полководцы Бакуриан и Врана были убиты, а остатки их войска рассеялись в разные стороны. В результате этой победы восставших вся Дунайская Болгария стала фактически независимой от византийского правительства.

Народные восстания вспыхивали и в других областях империи. В самом начало правления императора Алексея Комнина на островах Крит и Кипр произошли народные восстания, вызванные тяжестью налогов. Для подавления их пришлось отправить воинскую экспедицию. В 1147 г., в правление императора Мануила I (1143—1180), на острове Корфу доведённая до отчаяния бесчинством налоговых сборщиков беднота, или «голые» (по терминологии византийских писателей того времени), подняла восстание против правительства и передала остров норманнам. Однако это ее принесло ей освобождения, ибо она скоро почувствовала всю тяжесть владычества норманских феодалов. По словам византийского историка XII—XIII вв. Никиты Хониата, жители Корфу, «спасаясь от дыма податей...попали в пламя рабства». Впоследствии правительство, отвоевав остров у норманнов, жестоко расправилось с участниками восстания.

Борьба Византии с печенегами

В конце 80-х годов XI в. внешнеполитическое положение Византии крайне осложнилось. С севера её всё более настойчиво теснили печенеги, на востоке возобновили своё наступление тюрки-сельджуки. В 1088 г. Алексей Комнин потерпел тяжёлое поражение от печенегов в битве при Доростоле. Печенеги заняли Филиппополь и вторглись во Фракию. Их поддержали богомилы, которые в борьбе с ненавистным византийским правительством использовали любые возможности для его ослабления. В Малой Азии военные действия против империи начал эмир Чаха, укрепившийся на западном берегу Малой Азии и на Спорадских островах. Опасность, нависшая над Византийским государством, стала особенно грозной, когда Чаха заключил союз с печенегами и начал совместно с ними наступление на византийскую столицу. Чаха готовился к осаде Константинополя с моря, печенеги — с суши.

Зимой 1090—1091 гг. положение Византийской империи стало критическим, и Алексей Комнин был вынужден обратиться за помощью к западноевропейским феодалам. Кроме того, ему удалось посредством подкупа привлечь на свою сторону половцев, кочевавших в низовьях Днепра и Дона. Половцы, ранее действовавшие совместно с печенегами, весной 1091 г. напали на них и в союзе с византийскими войсками нанесли им тяжёлое поражение. Эмир Чаха не успел оказать помощи печенегам и вскоре сам стал жертвой происков византийцев. Византийские посланцы донесли правившему в Конье сельджукскому султану Кылыч-Арслану I (1092—1106), что его зять Чаха якобы замышляет захватить власть и свергнуть его с престола. Поверив доносу, султан в 1093 г. убил Чаху. В результате всех этих событий грозная опасность, нависшая над империей, была временно предотвращена.

Большое значение в отражении натиска печенежских орд на Византию имела борьба Руси против кочевников. Однако сама Византия при этом играла двойственную роль. То, боясь усиления Древнерусского государства, она натравливала орды кочевников на его земледельческие области, то, сама теснимая кочевниками, принуждена была обращаться за помощью к русским князьям.

Византия и крестовые походы

Значительное влияние на дальнейшие судьбы Византийского государства оказали крестовые походы. Если до 1091 г. Алексей Комнин ждал помощи от западноевропейских феодалов против нашествий печенегов, то после того, как эта опасность была предотвращена, появление крестоносцев на территории Византии (в 1096 г.) чрезвычайно обеспокоило правительство. Оно постаралось быстрей переправить крестоносцев в Малую Азию и избавиться от угрозы их нападения. С другой стороны, Византия стремилась извлечь определённые выгоды из крестоносных предприятий и добилась при этом известных успехов. Она использовала победы крестоносцев над тюрками-сельджуками для восстановления власти Византии в Малой Азии, отвоевала у тюрок её западную часть с крупными городами — Смирной, Эфесом, Сардами и др., а затем распространила свою власть на области, близкие к границам Сирии.

Однако уже в конце правления Алексея Комнина и особенно при его преемниках Иоанне II (1118—1143) и Мануиле I (1143—1180) отношения Византии с крестоносцами чрезвычайно ухудшились. Между империей и государствами крестоносцев происходили неоднократные военные столкновения. Кроме того, венецианские и генуэзские купцы, использовавшие крестовые походы для проникновения в Византию, наносили своей конкуренцией большой ущерб византийскому ремеслу и торговле, что вызывало острую ненависть населения к этим купцам.

В мае 1182 г. восставший народ беспощадно расправился с теми итальянскими купцами, которые находились в то время в Константинополе. Опираясь на это народное восстание, к власти пришёл представитель боковой линии Комнинов, Андроник I Комнин (1182—1185). Захватив трон вопреки желанию феодальной знати и оказавшись вынужденным для укрепления своей власти искать поддержку у широких народных масс, Андроник должен был пойти на проведение некоторых реформ: облегчить налоговый гнёт, уничтожить продажу должностей, начать борьбу с злоупотреблениями сборщиков податей, упростить чиновничий аппарат. В борьбе с крупными феодалами Андроник стремился, кроме того, опереться на византийское купечество и покровительствовал возрождению греческой торговли.

Политика Андроника вызвала сильную злобу со стороны крупных феодалов. В 1185 г. они обратились за помощью к сицилийскому королю Вильгельму II, побуждая его к войне против Византии. Войска Вильгельма II захватили Диррахий (Драч), а затем после кратковременной осады овладели Фессалоникой. Военные неудачи императора, оттолкнувшие от него часть населения, были использованы византийскими феодалами для свержения Андроника с престола. В 1185 г. он пал жертвой их заговора и был предан мучительной казни. Престол захватил представитель феодальной знати трусливый и ничтожный Исаак II Ангел, основатель новой династии Ангелов (1185—1204 гг.).

Правление этой династии было временем политического и экономического упадка Византии. Несмотря на рост налогов, государственные доходы всё время уменьшались из-за расточительности императора и его двора, из-за их безумной роскоши и непрерывных празднеств. «Наша Афинская область,— писал тогдашний архиепископ города Афин Михаил Акоминат,— в которой с давнего времени уменьшается число её жителей вследствие непрерывных тяжёлых поборов, в настоящее время подвергается опасности превратиться в то, что называется скифской пустыней». Военные силы империи, состоявшие главным образом из наёмных войск, на содержание которых у правительства не хватало средств, приходили в упадок. В упадок пришёл и флот. Ослабление Византии было использовано её внешними врагами и прежде всего её конкурентом в торговле с Востоком — Венецианской республикой, сумевшей искусно направить участников четвёртого крестового похода против Византийского государства.

С другой стороны, пользуясь ослаблением Византии, Германская империя также пыталась подчинить её своему влиянию. Германский император Филипп Швабский, опираясь на династические связи с домом Ангелов (Филипп был женат на дочери императора Исаака II Ангела), мечтал о соединении двух империй. Поэтому, когда Исаак Ангел был свергнут с престола своим братом Алексеем III (1195—1203), Филипп Швабский оказал всемерную поддержку его сыну — царевичу Алексею, обратившемуся к нему за помощью. Восстановление на престоле «законных» императоров стало основным предлогом для нападения крестоносцев на Византию, а проводником политики Филиппа Швабского явился предводитель крестоносных отрядов Бонифаций Монферратский.

Византийское правительство, не имевшее ни своей постоянной армии, ни средств для уплаты жалованья наёмникам, оказалось неспособным отразить натиск врага. 13 апреля 1204 г. Константинополь пал под ударами крестоносцев, атаковавших город с моря и суши и учинивших в нём страшный разгром. На развалинах Византийского государства в 1204 г. была основана так называемая Латинская империя.

Феодальные государства крестоносцев на территории Византии в XIII в.

Падение Константинополя под ударами крестоносцев в полной мере обнаружило феодальный распад Византийской империи, подготовленный условиями её предшествующего экономического и политического развития. Многие из византийских феодалов прямо перешли на сторону крестоносных захватчиков. Первоначально далеко не всегда оказывали противодействие завоевателям и народные массы, ненавидевшие своих прежних господ. Поэтому крестоносцам сравнительно легко удалось захватить около половины всей территории империи: Фракию, Македонию, часть Фессалии, восточную половину Средней Греции, весь Пелопоннес, острова Эгейского и Ионического морей, остров Крит и некоторые пункты на северо-западе Малой Азии.

Но основанная крестоносцами Латинская империя с самого начала была очень слабой. Избранный ими император Балдуин Фландрский (1204—1205), один из вождей четвёртого крестового похода, был связан во всех своих решениях согласием венецианцев и государственного совета, состоявшего из знати. В своё непосредственное управление он получил только часть Константинополя, часть Фракии и ряд островов Эгейского моря. Македония с городом Фессалоникой и Фессалия составили так называемое Фессалоникское королевство, доставшееся другому предводителю крестоносцев — Бонифацию Монферратскому. Морея (так стал называться после завоевания Пелопоннес) образовала Ахейское, или Морейское, княжество. В восточной части Средней Греции возникло герцогство Афинское, или Афино-Фиванское. Каждое из этих государств в свою очередь состояло из ряда феодальных владений. Венецианцы получили северное предместье Константинополя, Галату, важные опорные пункты на берегах Пропонтиды (Гераклею и др.), Крит, Эвбею и большую часть Кикладских и Спорадских островов на Эгейском море, Кефаллению, Закинф, Левкаду, Корфу и др. на Ионическом, некоторые гавани в Пелопоннесе и на побережье Адриатики (Диррахий и др.). Не все эти владения им удалось удержать, однако временно они обеспечили за собой все важнейшие торговые пути в восточной части Средиземноморья. Венецианский прелат Томмазо Морозини был провозглашён константинопольским патриархом. Очень большие выгоды из четвёртого крестового похода извлекло папство. Католическое духовенство наводнило Латинскую империю, стремясь захватить в свои руки земли и доходы византийских церквей и монастырей.

Латинское завоевание привело к экономическому упадку, разграблению и разорению целых городов и областей. Страшную картину разорения и опустошения завоёванных крестоносцами земель нарисовал очевидец всех этих событий византийский историк Никита Хониат: «Города, до этого большие, прославленные и многолюдные, плодородные поля и пастбища, цветущие сады, изобилующие вечно струящимися водами, высокие дома, построенные с большим искусством и разукрашенные пёстрыми красками... все это мы видим пустынным, безлюдным, населённым одними ехиднами и дикими зверями». Большое недовольство населения вызывала церковная политика завоевателей, с презрением относившихся к верованиям греков и попиравших их культуру и обычаи. В связи с введением в Византии богослужения по католическому обряду православное духовенство, стремившееся сохранить свою власть и доходы, вело активную проповедь против латинян, которая встречала сочувствие среди широких народных масс.

Основной силой, выступавшей против завоевателей, были народные массы, больше всего страдавшие от бесчинств крестоносцев. Благодаря активной поддержке населения Фракии болгарский царь Калоян нанёс в 1205 г. сокрушительное поражение войскам латинского императора Валдуина Фландрского в битве под Адрианополем, где был истреблён цвет крестоносного ополчения, а сам император Балдуин взят в плен. Это поражение положило конец продвижению крестоносцев на Балканском полуострове.

Сопротивлением населения латинянам объяснялись и успехи греческих государств, возникших на территории Византийской империи, в их борьбе с западноевропейскими завоевателями. Рядом с владениями западноевропейских феодалов на территории бывшей Византийской империи возникли независимые греческие государства: Никейская империя в северо-западной части Малой Азии, Эпирский деспотат в западной части Балканского полуострова и Трапезунтская империя на южном побережье Чёрного моря.

Трапезунтская империя с момента своего образования в 1204 г. заняла обособленное положение по отношению к другим греческим государствам и явно тяготела к Закавказью, особенно к Грузии. В состав Трапезунтской империи в XIII в. входили плодородные и богатые различными ископаемыми области на побережье Чёрного моря от Фасиса до Самсуна. Сам же Трапезунт вплоть до XV в. являлся крупным торговым городом, где расцвела своеобразная и яркая культура, сочетавшая элементы греческой образованности с самобытными чертами высокой культуры народов Закавказья.

Два других греческих государства — Никейская империя и Эпирский деспотат — стали центрами сопротивления завоевателям. Более сильной и экономически устойчивой оказалась Никейская империя. В её горных областях ещё сохранялось свободное крестьянство, составлявшее основной контингент армии Никейского государства, не раз наносившей поражение крестоносным баронам. Михаилу VIII Палеологу (1259—1282), силой захватившему никейский престол, удалось отвоевать у латинян Константинополь. С падением Латинской империи закончился период иноземного владычества в Византии — один из самых мрачных в её истории.

Но восстановленная в 1261 г. Византийская империя представляла собой лишь небольшое раздробленное государство, в которое входили часть Фракии и Македонии с городом Фессалоникой, некоторые острова Архипелага, разрозненные владения на Пелопоннесском полуострове и северо-западная часть Малой Азии с городом Никеей. По сравнению с X—XI вв. территория Византии сократилась в несколько раз. После разгрома, которому она подверглась во время четвёртого крестового похода, Византия уже никогда не могла достигнуть прежнего могущества.

Культура

В области духовной культуры Византия вплоть до XIII в. превосходила Западную Европу. Наиболее ярко это превосходство проявлялось в философии, где была жива античная традиция. Еще в XII в. в Византии не была забыта материалистическая философия Демокрита и Эпикура, хотя особенно большое распространение имело учение Платона. Из последователей философской системы Платона наиболее выдающимся византийским философом XI в. был Михаил Пселл. Перу Пселла принадлежат многочисленные трактаты по философии, праву, логике, астрономии, медицине, математике, риторике, музыке и грамматике. В своих трудах Пселл доказывал, что философия и религия представляют самостоятельные области познания. Несмотря на господство церковной догмы, появился и ряд мыслителей, в учении которых ярко проявлялось свободомыслие. Таким выдающимся мыслителем был в XI в. ученик Пселла Иоанн Итал. Он смело выступил против церковной схоластики, а также против использованного ею учения Аристотеля. Церковь обвинила Иоанна Итала в ереси и подвергла его жестоким гонениям. Философские взгляды как Пселла, так и Итала оказали влияние на развитие западноевропейской философии. В XI в. наметился и некоторый подъем. В развитии естественных наук, особенно медицины. К этому времени относятся медицинские трактаты Дамнастия, Стефана Магнетия и Симеона Сета.

В области истории и филологии XI—XII века были богаты выдающимися произведениями. Наибольшей известностью в то время пользовался исторический труд византийской принцессы Анны Комниной «Алексиада», произведение хотя и богатое фактическим материалом, но крайне тенденциозное, в панегирическом духе изображавшее правление императора Алексея Комнина. Захват и разграбление крестоносцами Константинополя во время четвёртого крестового похода были красочно описаны в «Римской истории» Никиты Хониата, являвшейся одним из наиболее значительных произведений византийской историографии XIII в.

В литературе намечались ростки свободомыслия, стремление освободиться от мертвящего влияния церковной догматики. Сатирические стихотворения, в которых беспощадно бичевались пороки невежественного и алчного монашества, принадлежали перу поэта XI в. Христофора Митиленского. Талантливым поэтом был Феодор Продром, рисовавший быт и нравы придворного общества в XII в. Он использовал в своих поэтических произведениях разговорный язык, что знаменовало отход поэта от закостенелых античных форм языка и стихосложения. Народное творчество в XI—XIII вв. было представлено эпическими, лирическими и сатирическими произведениями, главным образом стихотворными. До нашего времени сохранился ряд эпиграмм и остро сатирических пародий, направленных преимущественно против господствующей церкви и монашества. Большое распространение имел жанр небольших рассказов на бытовые и сказочные темы, а также «эпос о животных», высмеивающий пороки господствующего класса.

Завоевание Византии крестоносцами не внесло чего-либо принципиально нового в развитие её культуры. Византийская культура в XIII в. полностью сохранила присущее ей своеобразие и развивалась вполне самостоятельно. Более того, как своего рода реакция против «латинского» влияния, в ней усилился интерес к античности.

Изобразительное искусство и архитектура в XI—XIII вв. переживали в Византии значительный расцвет. В архитектуре преобладал тип крестово-купольного храма. Наиболее выдающимися памятниками архитектуры XI—XII вв. являются церковь монастыря Хора в Константинополе и церковь св. Пантелеймона в Фессалонике. Мозаики, украшавшие храмы того времени, были расположены по строго определённому плану, отражавшему существовавшую в Византии феодальную иерархию. В церковной живописи наблюдалось сочетание реалистической традиции с элементами условности, сухости и всё большей стилизации. Наряду с церковной живописью большое распространение в этот период получила светская монументальная живопись. Высокой степени развития достигли прикладное искусство и книжная миниатюра. Византийские изделия из слоновой кости и камня, керамика, художественное стекло и ткани чрезвычайно ценились в Европе и Азии и имели широкое распространение за пределами Византии. В этих произведениях художественного ремесла особенно ярко проявлялось влияние народного творчества и находила своё отражение многообразная культура народов, населявших Византийскую империю.

2. Южнославянские государства в XI—XII вв.

( Карту «Южнославянские государства в конце XII—начале XI11 в.» см. в гл. XXX настоящего тома.)

Византийское господство в Болгарии

Несмотря на упорное сопротивление болгарского и сербского народов, южнославянские страны были завоёваны Византией. Болгария была полностью лишена какой бы то ни было самостоятельности и превращена в пограничную византийскую провинцию. В течение всего периода своего господства (1018—1185 гг.) византийское правительство смотрело на Болгарию только как на один из важнейших источников материальных средств, необходимых ему для ведения почти непрерывных войн.

Платежи и повинности в пользу государства и феодалов, существовавшие до завоевания, были значительно увеличены. Византийское правительство установило, кроме того, ряд новых повинностей. Так, например, на территории Болгарии каждый крестьянин, имевший упряжку волов, должен был сдавать в государственную казну определённое количество хлеба, проса (или ячменя) и вина. В очень широких размерах стала практиковаться так называемая синона, т. е. принудительная скупка сельскохозяйственных продуктов у крестьян по значительно пониженным ценам. В пользу церкви население должно было уплачивать так называемую каноническую подать (каноникон). В обязанности населения входили также постройка дорог и мостов, укрепление городов, перевозка грузов.

Ограбление Болгарии осуществлялось и в форме раздачи лучших земель византийским феодалам, светским и духовным. На местных жителей было возложено также содержание военно-административного аппарата, созданного византийским правительством в Болгарии. Исключительный размах приобрело взяточничество и прямое вымогательство со стороны чиновников. Даже глава византийского духовенства в Болгарии в конце XI в. архиепископ охридский Феофилакт вынужден был признать, что государственные чиновники Византии скорее «грабители и живодёры», чем сборщики податей. Современники сообщают о том, что крайняя нужда заставляла крестьян продавать своих детей в рабство.

Огромных жертв стоили болгарскому народу постоянные войны Византии с печенегами и половцами. С 1026 г. эти войны чуть ли не ежегодно опустошали территорию Болгарии, особенно её восточную часть.

С особенной настойчивостью византийское правительство начало также проводить в это время и политику «эллинизации», т. е. насильственного обучения на греческом языке, распространения византийской письменности и литературы и т. д. Школы, где велось преподавание на славянском языке, были повсюду закрыты. Памятники славянской письменности или уничтожались, или подвергались переделке на греческий лад. Искореняя болгарскую культуру, византийские правители стремились сломить волю народных масс к освобождению.

Социально-экономическое развитие Болгарии в XI—XII вв.

К XI в. процесс становления феодальных отношений в Болгарии в основном уже завершился. Однако иноземное господство замедлило рост производительных сил в стране. Особенно отчётливо это сказалось на положении болгарских городов, большинство которых, как об этом единодушно свидетельствуют и археологические, и письменные источники, переживало в XI—XII вв. период застоя и даже упадка. Вместе с тем византийское господство ускорило процесс закрепощения болгарского крестьянства. Особенно способствовала этому массовая раздача земель, принадлежавших ранее сельским общинам или казне, в привилегированное держание византийским феодалам. Как правило, земли раздавались вместе с населявшими их крестьянами, которые тем самым превращались в крепостных и получали византийское наименование париков.

Период византийского господства в Болгарии характеризовался дальнейшим ростом крупного землевладения, особенно церковно-монастырского. Крепостные крестьяне, жившие на церковно-монастырских землях, обычно назывались клириками. Число свободных крестьян к середине XII в. значительно сократилось. В ограблении болгарских крестьян византийскими феодалами участвовала и та часть болгарских боляр, которая ценою предательства сохранила свои владения и привилегии. В условиях подневольного положения Болгарии значительная доля её богатств уходила из страны в виде налогов и других поборов в пользу византийских феодалов. Последствия этого систематического двухвекового обескровливания экономики, несомненно, затруднили в дальнейшем процесс централизации Второго Болгарского царства.

Борьба болгарского народа за независимость

Борьбу за освобождение болгарский народ начал в первые же десятилетия после утраты своей независимости. Во главе восстаний против Византийского государства нередко оказывались представители той части болгарских феодалов, которая по тем или иным причинам была недовольна господством византийцев. Но инициатива движения почти всегда исходила от широких народных масс, страдавших от двойного гнёта — иноземных и своих феодалов.

Первое массовое восстание в Западной Болгарии произошло в 1040—1041 гг. Непосредственной причиной его было острое недовольство разорённого крестьянства переводом натуральных налогов в денежные. Восстание в Болгарии тотчас же вызвало восстание в Сербии — в Зете и в районе города Драча. Оно охватило всю юго-западную часть Балканского полуострова — почти всю Македонию, Софийскую область, Эпир и часть Средней Греции. К восставшим присоединилась и часть византийского крестьянства. Совместное выступление болгарского и сербского народов возглавил Пётр Делян, внук болгарского царя Самуила. Византийское правительство справилось с этим движением лишь с очень большим трудом, причем часть сербских земель (Зета) вышла из-под его власти. Вождь восставших Делян был предательским образом ослеплён и взят в плен.

Не менее значительным по своим масштабам было и второе восстание болгар, разразившееся в 1071—1073 гг. в Северо-Западной Болгарии под руководством болярина Георгия Войтеха. И на этот раз, болгары и сербы боролись вместе. Царём болгар и руководителем восстания был провозглашён сын зетского князя Михаила Константин Бодин, принявший (по-видимому, в честь Деляна) имя Петра. Волна восстания докатилась до Ниша — на севере и до побережья Эгейского моря — на юге. Подавить это восстание византийскому правительству удалось лишь с помощью наёмных немецких и норманских войск. Вся местность, охваченная движением, была превращена в пустыню. Тем не менее, несмотря на жестокий террор, освободительная борьба не прекращалась. В последующие годы болгары, надеясь па освобождение от византийского ига, принимали участие в мятежах византийских местных правителей. В 1077 г. они, активно участвовали в мятеже Никифора Вриенния против императора Михаила VII Дуки, а затем, через 2 года, в восстании Никифора Василаки. В 1078 г. возникло народное движение в районе Месемврии под руководством Добромира, а вскоре после этого — в районе города Одрина (Адрианополя).

В освободительной борьбе против византийского ига большое участие принимали богомилы. Иногда они являлись не только участниками, но и руководителями выступлений. Так, в 1084 г. во главе восстания в Филиппополе стоял богомил Травл. Богомилы же были организаторами отпора крестоносцам — участникам первого крестового похода в 1096—1097 гг., опустошавшим Болгарию. Преданность народному делу обеспечила дальнейший рост и усиление движения богомилов в XII в., несмотря на то, что византийское правительство вело с ними непрерывную борьбу. Только в течение 20 лет (с 1140 до 1160 г.) в Константинополе было созвано четыре церковных собора специально для осуждения и опровержения богомильской ереси. Но это не помогло Византии. В конце 80-х годов XII в. богомилы приняли самое активное участие в том движении, которое непосредственно привело к освобождению Болгарии.

Болгарская культура XI—XII вв.

Несмотря на гонения и политику «эллинизации», народ сохранил свой язык, обычаи и культуру. Византийское влияние захватило лишь часть болгарской знати, стремившейся таким путём сохранить свои привилегии. В условиях иноземного гнёта в народном творчестве с особой силой звучала патриотическая тема. Широкую популярность приобрели исторические песни, сказания и легенды, прославлявшие героическое прошлое болгарского народа, времена расцвета и могущества болгарской державы.

Боянская церковь (Болгария). XI-XIII вв.
Боянская церковь (Болгария). XI-XIII вв.

Некоторые из этих сказаний нашли своё выражение в интересном памятнике XI в. (составленном, по-видимому, каким-то богомильски настроенным монахом) — в так называемой «Апокрифической летописи», или «Сказании Исайи пророка», а также в памятнике XII в. «Народном житии Ивана Рильского». К XII в. относятся ценные памятники письменности, в которых отразилось дальнейшее развитие болгарского языка. Особый интерес представляет так называемая «Битольская триодь» — богослужебная книга, написанная глаголическими письменами.

Народные мотивы отчётливо пробивались и в области архитектурной орнаментики. Именно в этот период зародился стиль украшения наружных стен здания своеобразным сочетанием кирпича с белым камнем, напоминающий узоры праздничных одежд болгарских крестьян. Этот стиль в своем дальнейшем развитии явился одной из наиболее привлекательных черт болгарского средневекового зодчества и оказал большое влияние на архитектурную орнаментику в Византии. Прекрасным памятником этого стиля является церковь св. Димитрия в Тырново (XII в.). Замечательным памятником архитектурного мастерства болгарского народа является также Боннская церковь (близ Софии).

Болгаро-русские связи в XI—XII вв.

Русско-болгарские связи не были совершенно оборваны ни господством византийцев в Болгарии, ни передвижением кочевников (печенегов, а затем половцев) в южнорусских степях. В XI—XII вв. эти связи получили дальнейшее развитие.

Продолжая пользоваться услугами болгарских переводчиков (многие болгары, бежав из порабощенной Болгарии, жили в то время на Руси), русские книжники в свою очередь оказывали непосредственное влияние на развитие болгарской культуры. В Болгарию начали проникать оригинальные произведения древнерусской литературы (например, жития княгини Ольги, Бориса и Глеба, Феодосия Печерского и др ), политическая направленность которых — борьба против каких бы то ни было поползновений Византии подчинить себе Древнерусское государство — отвечала чувствам и симпатиям болгарскою народа. Непосредственные связи с Русью сказывались и в других областях болгарской культуры, например в зодчестве, как об этом свидетельствует постройка церкви Иоанна в Месемврии в XII в.

Но русско-болгарские связи и в этот период отнюдь не ограничивались только культурным общением. О существовании политических связей между Болгарией и Русью говорят, например, известия летописей о плане теребовльского князя Василька Ростиславича (конец XI — начало XII в.). Хорошо осведомленный о крайнем недовольстве населения Болгарии господством византийских феодалов, он высказывал желание поселить часть болгар на русских придунайских землях. Однако этот план не осуществился из-за противодействия Византии.

Освобождение Болгарии

Массовое восстание против византийского ига началось в Северо-Восточной Болгарии в конце 1185 г. Непосредственным толчком к нему явилось введение новых обременительных поборов с населения. Для Византии этот момент был крайне неблагоприятен. В Империи кипела острая борьба между двумя феодальными кликами, приведшая к свержению Андроника Комнина. Ещё далеко не полностью была устранена опасность вторжения норманнов. Поэтому византийское правительство не имело возможности сразу же направить в Дунайскую Болгарию значительные вооружённые силы. Возглавившие здесь восстание братья Пётр и Асень, боляре из Тырново, умело использовали обстановку. Византийские гарнизоны в восточноболгарских городах были уничтожены. Восстание буквально в несколько недель распространилось вплоть до Старой Планины (Балканского хребта), встречая повсюду самую активную поддержку со стороны широких кругов населения. Вместе с восставшими болгарами против византийцев сражались половцы «и те, — как писал Хониат,— что происходят из Вордоны, презирающие смерть, ветвь русских, народ, любезный богу войны». Это были бродники — русское население, жившее в низовьях Дуная.

Почти два года Византийская империя напрягала все свои силы, пытаясь вновь поработить Болгарию. Только в Дунайскую Болгарию в 1186—1187 гг. было организовано три больших похода под предводительством императора Исаака II Ангела. Однако все они оказались безрезультатными. В 1187 г. Византия была вынуждена заключить с восставшими перемирие и тем самым признать независимость всей Северо-Восточной Болгарии.

В конце 80-х — начале 90-х годов началось движение и в других областях — в Македонии и в районах, расположенных к югу от Старой Планины. Многочисленные попытки византийцев подавить движение здесь также не имели успеха. К середине 90-х годов в Македонии образовалось несколько независимых болгарских княжеств. Таким образом, к концу XII в. почти вся территория, населённая болгарами, была освобождена от власти Византии. И хотя на этой территории в результате особенностей социально-экономического развития Болгарии в период порабощения образовалось не одно, а несколько феодальных государств, это было крупнейшей победой болгарского народа.

Сербия и её борьба за независимость

В сербских землях византийский гнёт чувствовался менее остро, чем в Болгарии. Более отдалённая от Византии, а главное менее богатая и потому не столь привлекательная для византийских феодалов, Сербия в течение всего периода византийского владычества сохраняла известную долю самостоятельности. Почти во всех сербских княжествах продолжали существовать князья (жупаны) из сербской знати. Но и сербский народ был вынужден уплачивать Византии обременительные дани, десятину и всякого рода поборы. В XI—XII вв. Сербия не раз становилась ареной весьма разорительной для неё борьбы Византии с Венгрией и норманнами. Особенно опустошительными были набеги венгерских феодалов, в середине XI в. доходивших до Ниша на востоке и до Косова поля на юге.

В интересах укрепления своей власти византийцы всячески разжигали борьбу между сербскими феодалами, что способствовало сохранению феодальной раздробленности страны. Так же, как и в Болгарии, в Сербии основной силой в борьбе за независимость были народные массы. Уже во второй половине 20-х годов XI в. против византийцев восстало население Драчской области и Зеты (часть Черногории). Активно поддерживали широкие слои сербского народа также восстание болгар в 1040—1041 гг. под руководством Петра Деляна, а затем и последующие восстания. Но отмеченные выше особенности положения Сербии привели к тому, что роль местных правителей (жупанов) в борьбе за освобождение и объединение страны была здесь более значительной, чем в Болгарии.

Великая церковь в Студенице (Сербия). XII в.
Великая церковь в Студенице (Сербия). XII в.

Уже в первых восстаниях выдвинулся зетский князь Войнислав, под руководством которого предки современных черногорцев дважды (в 1040 и около 1043 г.) наголову разбили посланные против них византийские войска и освободили свою область от всякого подчинения Византии. При сыне Войнислава Михаиле (1051—1081) и при внуке Константине Бодине (1081—1101) к Зете был присоединён ряд других сербских земель. Но ни экономические, ни социальные условия, порождавшие феодальную раздробленность, к этому времени ещё далеко не были изжиты, и в начале XII в. Сербия распалась на несколько самостоятельных частей, из которых лишь Зета всё время сохраняла фактическую самостоятельность.

Новым центром, вокруг которого в XII в. начали сплачиваться сербские земли, оказалась Рашка — область, где в наибольшей степени сохранилось свободное крестьянство. Успехи великих жупанов Рашки — Вукана, Тихомира и Стефана Немани (1159—1195) в объединении Сербии в значительной мере объяснялись тем, что наряду с феодальными дружинами они широко использовали ополчения крестьян. Области Рашки (Старой Сербии) являлись и колыбелью сербского искусства, в частности зодчества, отличавшегося монументальностью форм, своеобразием архитектурного декорирования, применением облицовки из мрамора и широким использованием для украшения зданий скульптурных изображений. Наиболее выдающимися памятниками сербской архитектуры XII в. были Великая церковь в Студенице и церковь Николая в Куршумяне, Сохранившиеся фрагменты фресок из церкви в Студенице являются ярким свидетельством высокого уровня развития сербской средневековой фресковой живописи.

Наибольших успехов в объединении Сербии достиг Стефан Неманя — основатель династии Неманичей, правившей в Сербии до конца XIV в. В результате многолетних войн с Византией и некоторыми её союзниками из сербских князей ему удалось объединить под своей властью значительную часть сербских земель и вынудить Византию признать около 1190 г. полную независимость его державы. Около этого же времени и тоже при активной поддержке народных масс сбросила с себя византийское иго и Босния (Освободившаяся Босния скоро подпала под власть венгерских феодалов. Но уже при бане Нулине (1180—1204) Босния стала фактически самостоятельной.). Таким образом, к концу XII в. сербские земли освободились от византийского гнёта, хотя, как и Болгария, они ещё далеко не объединились в едином государстве.

Хорватия

XI—XII века были весьма трудным временем для развития хорватского народа. В XI в. Хорватия вступила в период феодальной раздробленности. В среде феодалов-племичей уже выделился слой великашей — крупных феодалов, обладавших большими земельными владениями и настойчиво стремившихся к расширению своих политических прав. Влияние королевской власти всё время уменьшалось, и король всё более превращался лишь в «первого среди равных». Притязания великашей особенно усилились во второй половине XI в., после того как феодалам удалось подавить народные движения конца 50-х — начала 60-х годов. Ослаблению королевской власти способствовали и крупные неудачи, постигшие Хорватию в XI в. в борьбе с агрессией венецианских купцов и венгерских феодалов. Около 1000 г. Хорватией было потеряно, за исключением Риеки (Фиуме), почти всё Поморье, захваченное Венецией. В дальнейшем она лишилась и некоторых северо-западных областей. В последней четверти XI в. Хорватию раздирали на части феодальные междоусобицы и мятежи. Многочисленные претенденты на королевский престол добивались весьма кратковременного успеха или ценой самых щедрых раздач великашам королевских земель, или при помощи папства, стремившегося использовать феодалов Хорватии в своих интересах.

Главной силой, боровшейся за независимость страны, были народные массы. В 1089 г. народное восстание уничтожило феодальную клику Звонимира (коронованного легатом папы Григория VII в 1076г. и принявшего участие в совершенно чуждой для Хорватии борьбе за инвеституру) и ликвидировало вассальную зависимость Хорватии от папского престола. Однако другая феодальная клика, пришедшая к власти, опасаясь новых народных выступлений, также пошла на прямое предательство интересов родины и в 1102 г. заключила династическую унию с венгерскими королями Арпадовичами. По условиям унии за великашами были не только закреплены, но и значительно расширены все те привилегии, которые они приобрели в XI в. Согласно акту об унии было признано, что все государственные дела, касающиеся Хорватии, король или его наместник могли решать только с согласия совета, или собора, состоявшего из крупнейших хорватских феодалов. Каждый венгерский король, возлагая на себя хорватскую корону, должен был клятвенно подтвердить вольности хорватских феодалов.

Потеря государственной независимости значительно ухудшила положение хорватского народа. Хорватия должна была теперь тратить весьма значительные силы и средства на организацию военной помощи Венгрии в её многочисленных войнах. Часть территории Хорватии стала ареной ожесточённых столкновений венгерских феодалов с византийскими и сербскими войсками. Всё это тяжким бременем ложилось на плечи народных масс. И не случайно, что именно в XII в. в связи с обострением классовой борьбы в Хорватии в ней самое широкое распространение получило богомильство.

Славянские города Адриатического Поморья

Тяжёлое положение Хорватии, Сербии и Болгарии не могло не затруднить развития славянских городов Адриатического Поморья (Далмации), экономически тесно с ними связанных. Главным тормозом дальнейшего развития и здесь был иноземный гнёт, в первую очередь гнёт купеческой республики Венеции, под власть которой Далмация попала ещё около 1000 г.

Стремясь к установлению своей торговой монополии на Адриатике, Венеция не только вмешивалась в политическую жизнь поморских городов и назначала правителей городских общин, но и вводила всевозможные ограничения для мореходства и торговли славян. Венецианское правительство самочинно устанавливало торговые пошлины на привозимые и вывозимые из Далмации товары и пыталось регулировать цепы в своих интересах. Строго регламентировался экспорт и импорт товаров. Кроме того, поморские города были обязаны прекращать торговлю с теми странами, которые находились во враждебных отношениях с Венецией. Немало сил и средств затратили венецианцы на борьбу с самобытной славянской культурой поморских городов. В этой области они действовали главным образом с помощью католической церкви, получившей преобладание в Далмации ещё в предшествующий период истории. С начала XII в. постоянные попытки подчинить себе Далмацию совершались также венгерскими королями и византийскими императорами. Эти попытки в свою очередь дорого обошлись поморскому славянству.

Поморские города отнюдь не безропотно подчинялись иноземному господству. Многие из них не раз поднимали вооружённые восстания, для подавления которых венецианцы были вынуждены снаряжать целые флотилии и прибегать к помощи ломбардских и немецких наёмников. Особенно крупными были восстания в городе Задаре около 1171 и в 1180 г. В результате последнего восстания Задар с помощью венгров более чем на 20 лет освободился из-под власти Венеции. Но соперничество между купечеством различных славянских городов, искусственно разжигавшееся венецианцами путём предоставления им неодинаковых прав, мешало объединению сил поморского славянства. Поэтому выступления отдельных городов, даже начинавшиеся удачно, не перерастали в объединённое восстание всей славянской Далмации. В этот период только Дубровнику удалось сохранить почти полную самостоятельность в своём внутреннем управлении и большие льготы в торговых делах, хотя и он должен был признавать верховенство то Византии, то сицилийского короля.

Таким образом, развитие южнославянских народов в XI—XII вв. протекало в весьма трудных условиях. Тем не менее основная масса южных славян (болгары, сербы и босняки) уже к концу XII в. сумела сбросить византийское иго и восстановить свою независимость.