Средние века

Венгрия в IX —XIII вв.

Венгерское государство возникло на территории, населённой славянами, и неестественный строй оказал большое влияние на жизнь венгерских племён. В конце X — начале XI вв. сложилось Венгерское раннефеодальное государство с сильной центральной властью, просуществовавшее влоть до XIII в., когда начался период феодальной раздробленности страны.

Вторжение венгерских племён в район Дуная и Тиссы

В 90-х годах X в. воинственные кочевые пастушеские венгерские племена вторглись в земли, расположенные по среднему течению Дуная и берегам Тиссы и входившие в состав Великоморавской державы. Примерно в это же время источники отмечают появление венгров в Восточной Трансильвании. О жизни венгерских племён до их вторжения в район Дуная и Тиссы нет вполне твердых данных. Достоверными представляются утверждения учёных, сделанные главным образом на основании данных сравнительного языкознания, о том, что венгерские племена с давних времён до начала IX в. кочевали в районе между средней частью Уральского хребта и реками Камой и Волгой. Венгры, принадлежавшие в основном к жившим в указанном районе угорским племенам, во время своих передвижений сталкивались и общались с разными тюркскими племенами.

Передвижения венгров были связаны главным образом с изменениями во внутреннем строе их жизни. У венгров, занимавшихся кочевым скотоводством и живших в условиях первобытно-общинного строя, уже в IX в. обнаружились различия в положении отдельных слоев населения и выделились вожди племён, присваивавшие себе материальные блага и стремившиеся к дальнейшему обогащению. К этому вел путь завоеваний и грабежа соседних земледельческих народов, стоявших на более высокой ступени развития.

Жизнь в постоянных войнах и походах сплотила кочевые венгерские племена в сильный союз, объединивший 7 племён, которые наряду с племенными вождями имели и общего вождя-полководца. Этому вождю венгры воздавали королевские почести, однако он не имел права вмешиваться во внутреннюю жизнь племён. Избирался вождь с общего согласия племенных начальников и старейшин.

В результате предпринятого в конце IX в. похода к Среднему Дунаю венгры завоевали южные районы Велйкоморавской державы, находившейся тогда уже и состоянии упадка, и земли, расположенные между Дунаем и Тиссой. Далее венгры направились на запад, к побережью Адриатического моря. Славянские государства, существовавшие на территории, покорённой впоследствии венграми (Великоморавия и княжество Прибины-Коцеллы в Паннонии), в течение длительного времени отстаивали свою самостоятельность в борьбе с немецкими феодалами. В конце IX в. немецким феодалам и католическому духовенству удалось проникнуть в славянские княжества и подчинить своему влиянию их правящую верхушку. Это обстоятельство было одной из причин слабости дунайских славян перед лицом внезапно обрушившихся на них кочевников.

Завоёвывая славянские земли, венгры вначале обычно уводили в рабство их жителей. Позднее венгры начали оставлять основную массу земледельцев на месте, чтобы получать плоды их труда в виде дани. Венгры заставляли славян работать по строительству крепостей. Многих из покорённых славян венгры брали с собой в военные походы. Вместе с тем славяне сохраняли свои внутренние порядки и самоуправление.

Общественный строй славян был значительно выше общественного строя венгерских завоевателей. Это не могло не оказать влияния на последних: постепенно венгры перешли к оседлому образу жизни и земледелию. Господствующее положение венгров в земледельческой стране, в которой складывались феодальные отношения, неизбежно вело к усилению социального расслоения в их собственной среде, к углублению противоречий между знатью и массой свободных венгров. Одновременно с процессом феодализации, начавшимся в венгерском обществе с X в., шёл также процесс слияния венгерской знати и формировавшейся в славянском обществе феодальной верхушки в единый класс феодалов. Масса рядовых свободных венгров, становившаяся всё более зависимой от феодалов, сближалась с местным крестьянством. В процессе продолжавшегося около двух столетий формирования феодального общества в Венгрии исчезли всякие различия между победителями и побеждёнными.

Процесс складывания единой венгерской народности был вместе с тем столь же длительным процессом скрещивания венгерского и славянского языков, причём победу одержал первый из них. Слова славянского происхождения, вошедшие в венгерский язык, внесли в него терминологию из области земледелия, животноводства и ремесла, социальной и государственной жизни, а также домашнего быта.

Возникновение раннефеодального государства

В результате завоевания в руки венгерских военных вождей перешли огромные материальные богатства и земли. Таким образом, военная знать уже в первой половине X в. образовала особый слой магнатов. Вначале эти магнаты видели источник роста своих богатств в увеличении количества рабов, приток которых был обеспечен продолжавшимися в X в. походами венгров в Западную Европу и захватом там военнопленных. Однако уже во второй половине X в. определилась невыгодность рабского труда и невозможность постоянного захвата рабов путём военных набегов. Приток военнопленных прекратился после разгрома венгров в 955 г. совместными усилиями немецкой и чешской армия в битве на реке Лех. В то же время экономическая необходимость требовала от магнатов перевода принадлежавших им рабов на положение феодально зависимых крестьян. В зависимость от феодалов постепенно попадали также и общинники-венгры.

Раннефеодальное государство у венгров сложилось в результате внутреннего развития венгерского общества. Несомненное влияние на это государство оказало и существовавшее прежде на территории, занятой венграми, славянское государство Прибины-Коцеллы. Так, венгерские завоеватели сохранили славянские жупы, т. е. территориально-общинные организации, которые стали именоваться теперь комитатами. Во главе комитатов были поставлены особые должностные лица, которых венгры называли ишпанами (жупанами). Есть основания полагать, что при основателе первой венгерской династии Арпаде, возглавлявшем в конце IX — начале X в. поход венгров в равнину Тиссы и щедро «раздаривавшем» завоёванную землю представителям окружавшей его знати, уже была создана общая администрация, и все комитаты были подчинены назначенному князем Арпадом наместнику.

Созданный государственный аппарат был обращён вначале в основном против покорённого славянского населения. У венгров же родовые старейшины сохраняли ещё в первое время былую силу, а родовые советы продолжали играть свою прежнюю роль в общественной жизни. Однако по мере разорения и закрепощения массы трудящихся венгров родовая организация всё более вытеснялась и подавлялась силой развивавшегося феодального государства.

Правитель из рода Арпадов Гейза I (972—997) жестоко подавлял сопротивление всех, кто отстаивал родовые учреждения и боролся против закрепощения. На помощь себе он призвал немецких рыцарей, которые воспользовались этим обстоятельством для утверждения в Венгрии своего влияния. Вмешательство немецких императоров и феодалов во внутренние дела Венгрии ещё больше усилилось при преемниках Гейзы.

Христианская церковь в Венгрии

В период своей кочевой жизни венгры поклонялись стихийным силам природы. Эти религиозные верования господствовали среди венгров и в первое время после завоевания придунайской территории. Миссионеры римской церкви, прибывшие к венграм сразу же после этого завоевания и старавшиеся распространить среди них христианство, в первое время успеха не имели. Характерно, однако, что венгерские военачальники, получившие в своё управление славянские комитаты, сохранили в них христианскую церковь и не препятствовали её деятельности. Больше того, многие из венгерских магнатов стали сами принимать христианство.

Сын и преемник Гейзы Стефан I (Иштван, 997—1038), крещённый по римскому церковному обряду, уже при рождении получил от папы Сильвестра II корону и титул короля. Стремление папы к упрочению королевской династии Арпадов объяснялось прежде всего тем, что церкви принадлежало здесь много земель ещё со времён Прибины-Коцеллы. Церковь была заинтересована в сохранении и усилении своего положения в Венгрии в качестве крупнейшего феодального землевладельца. Кроме того, папство стремилось к утверждению своего политического влияния и этой части Европы. В Венгрии были основаны новые епископства и введена церковная десятина. Духовенство занимало много постов в государственном аппарате. Церковь оказывала большую помощь классу феодалов в борьбе с традициями родового быта и сопротивлением закрепощаемого крестьянства.

Венгерское государство в начале XI в.

Политика Стефана I, которую хронисты-современники расценивали как «дерзкие нововведения», содействовала ускорению происходившего в Венгрии процесса феодализации. Законами Стефана I труд свободных людей и их земли были объявлены королевским достоянием. По существу это означало передачу крестьян в распоряжение феодалов, получавших королевскую санкцию на захват свободных людей и на присвоение их земли при условии уплаты королю установленного «выкупа». Сам король широко раздавал землю вместе с крестьянами своим дружинникам, образовавшим в Венгрии слой военно-служилого дворянства. Было положено начало законодательству, служившему укреплению и охране феодальной собственности. Вор, который не был в состоянии возместить стоимость украденной вещи, продавался в рабство. Крестьяне, уклонявшиеся от несения барщины и уплаты оброка, приводились к повиновению вооружёнными силами королевских ишпанов.

Мероприятия Стефана I нанесли решительный удар остаткам учреждений родового строя. Совет племенных старейшин был заменён постоянным советом короля, составлявшимся из выбранных королём же «лучших и достойных» лиц (т. е. представителей христианского клира и знати). Первым лицом в совете стал назначавшийся королем палатин. К важнейшим нововведениям относилась учреждённая при Стефане I система местной администрации. Комитаты, которые сделались основой административного деления страны, были превращены одновременно и в военные округа. В центре каждого комитата находилось военное укрепление с замком ишпана, а вокруг этого укрепления располагались земли людей, которые в мирное время занимались сельским хозяйством, но были обязаны по первому сигналу отправляться под командованием ишпана на войну. Из этого слоя впоследствии сформировалось мелкое дворянство. Были оформлены и укреплены сословные права как высшей знати, так и средних и мелких феодалов. Привилегированное место в феодальной иерархии в Венгрии заняло духовенство. Духовное лицо могло быть судимо только судом, состоявшим из равных ему духовных лиц. Свидетельские показания гражданского лица, направленные против человека духовного звания, во внимание не принимались.

Церковь бенедиктианского аббатсва в Болдве (комитат Боршод, Северная Венгрия). Первая половина XIII в.
Церковь бенедиктианского аббатсва в Болдве (комитат Боршод, Северная Венгрия). Первая половина XIII в.

Для складывавшегося тогда в Венгрии феодального строя законодательство Стефана I имело важное значение. Значительной была роль Стефана I и в усилении военной мощи Венгерского феодального государства. В 1030 г. венгерская армия разбила вторгшуюся в Венгрию армию германского императора Конрада II.

Народные движения в XI в.

Укрепление феодального строя и неразрывно связанное с этим усиление феодального гнёта уже в первые годы царствования Стефана I вызвали ряд народных восстаний.

Широкое движение народных масс, направленное против мероприятий феодального государства и христианской церкви, на первых порах было использовано свергнутой родовой аристократией, стремившейся вернуться к прошлому. Такой характер носило восстание в восточных частях страны, возглавленное одним из потомков Арпада — Коппани, который пользовался, между прочим, поддержкой Византийской империи, покорившей Болгарию и сделавшейся непосредственной соседкой Венгрии. Восставшие требовали восстановления дохристианской религии и изгнания иностранцев, прежде всего немцев, очень усилившихся при Стефане I. Участвовавшие в восстании народные массы уничтожали христианские церкви и громили поместья крупных феодалов. Активную роль в подавлении восстания Коппани сыграли немецкие рыцари, находившиеся в военных отрядах Стефана I.

После смерти Стефана I на престол вступил его племянник Пётр — сын венецианского дожа, женатого на сестре Стефана. Петр, откровенно презиравший венгров, окружил себя итальянцами и немцами, которым он щедро раздавал земли и государственные должности. В 1041 г. Пётр был свергнут в результате народного восстания, провозгласившего королём одного из потомков родовых старейшин Аба Шамуеля. Опираясь на крестьянскую массу, восставшую против феодального гнёта, Аба Шамусль, правивший почти три года (1041—1044), стремился восстановить общинною собственность на захваченные феодалами земли. По его приказам восставшие казнили многих представителей знати, забив их насмерть палками.

Перепуганные венгерские феодалы обратились за помощью к германскому императору Генриху III, который не замедлил удовлетворить их просьбу. В битве при Менфе войска Аба Шамуеля были разбиты, а сам Аба Шамуель, попавший в руки врагов, казнён. Народная традиция сохранила благодарную память об этом «крестьянском короле». Церковь же предала его анафеме.

Вернувшийся на венгерский престол венецианец Пётр восстановил прежние порядки. Однако его деятельность вызвала новое возмущение, которое переросло в восстание народных масс против феодалов и церкви. Восстание началось в Бекеше, восточнее Тиссы, под руководством Ваты. Ненавистный народу король в 1046 г. был свергнут с престола и ослеплён, а многие ишпаны, епископы, священники и монахи перебиты восставшими. Однако результатами этого восстания воспользовались чуждые народу силы. Сначала королём был провозглашён принц Андрей (Андраш), раньше преследуемый Стефаном и живший в Киеве. Но Андрей отказался от всех обещаний, данных народу до своего избрания, и объявил о восстановлении учреждений Стефана I. Вызванным против Андрея недовольством в народе воспользовался другой претендент на корону Бела, который и овладел престолом в 1061 г. Непродолжительное царствование Белы I (1061—1063) ознаменовалось тем, что король, пришедший к власти после восстания, был вынужден созвать народное собрание — по два представителя от каждого города и селения — и уменьшить налоговое бремя. Тем не менее народные массы считали эти уступки недостаточными.

«Собравшись большою толпой», как сообщают хронисты, крестьяне потребовали у короля разрешения «жить язычниками, как жили их отцы», расправиться своим судом с епископами и всем духовенством, повесить сборщиков десятины, сровнять с землёй церкви и разбить церковные колокола. Король попросил у восставших три дня отсрочки, собрал тем временем войска, рассеял собравшихся крестьян и казнил всех их руководителей. Это массовое выступление крестьян являлось последним в ряду антифеодальных народных движений XI в., которые происходили под лозунгом восстановления общинной собственности на землю и были направлены против господства магнатов, христианской церкви и всё более усиливавшегося влияния иноземных рыцарей и купцов, на которых опирались венгерские короли.

Завершение процесса феодализации. Возникновение городов

В последние десятилетия XI в. феодальные отношения в венгерском обществе окончательно утвердились. К концу XI в. свободные крестьяне составляли уже в этой стране исключение. В основе законодательства венгерских королей — Ладислава I (Ласло, 1077—1095) и Коломана (1095—1116) — лежало стремление закрепить за феодалами захваченную ими землю и оформить закрепощение крестьян. Законами Ладислава были установлены жестокие кары за посягательство на феодальную собственность.

Законы этих королей и их ближайших преемников свидетельствовали о завершении процесса складывания феодальной иерархии и сословий в венгерском обществе. В период правления Ладислава I свободные венгры ещё распадались на три слоя: крупную феодальную знать, мелкое и среднее дворянство и простых свободных людей, называвшихся иногда также «свободными колонами». В дальнейшем же, с конца правления Ладислава I и особенно при короле Коломане, «колоны» выступали уже как слой несвободных, включавший в себя полузависимых и крепостных крестьян, а также рабов. При этом рабы по своему положению всё больше уравнивались с крепостными. Важное место в феодальной иерархии заняло в это время духовенство, получившее новые права и привилегии. Это было связано с тем, что Ладислав I стремился установить тесные отношения с католическим духовенством Венгрии и ослабить влияние на него папства. Поэтому-то он и вступил в конфликт с папой Григорием VII, опираясь на венгерских епископов. Ладислав I отдал им под контроль монастырское землевладение и взимание церковной десятины.

Главный вход цекрви в аббатстве Як (Комитат Ваш, Западная Венгрия). XIII в.
Главный вход цекрви в аббатстве Як (Комитат Ваш, Западная Венгрия). XIII в.

Усиление феодального гнёта вынуждало венгерских крестьян бежать в те районы, где он проявлялся слабее,— в Трансильванию, Словакию и Карпатскую Русь. Трансильвания систематически подвергалась опустошительным набегам кочевников — печенегов и половцев. С конца XI в. она была подчинена Венгерскому государству.

В XI в. в Венгрии возникли города. Важное значение имело также раннее появление горного дела. Большую роль в развитии горного промысла и в расцвете городов сыграл словацкий народ, находившийся под властью Венгерского государства с самого начала его существования. Словаки издавна разрабатывали месторождения серебра и золота. На их территории возникли многочисленные «горные города»: Банска Бистрица, Кремница и др. Словаки составляли в этих городах основную массу непосредственных производителей — ремесленников, часть населения в них составляли немцы. Одновременно возникали города и в Центральной Венгрии: Эстергом, Буда, Печ и др. В мастерских ремесленников выделывали сукна и полотно, оружие и предметы роскоши. В ряде городов устраивались регулярные ярмарки.

Внешнеполитическое положение Венгрии в конце XI — начале XII в.

В конце XI — начале XII в. Венгрия была уже одним из самых крупных государств Юго-Восточной Европы. На севере и северо-востоке она граничила с Русью и Польшей, на севсрозападе и западе — с Чехией и Германией, на юге — с Хорватией, Сербией и Византийской империей. На востоке от венгерских границ кочевали печенеги и половцы.

Венгерские короли принимали активное участие в крестовых походах. Непосредственно с ними была связана и экспансия Венгрии на юго-запад — в славянские земли. При Ладиславе I было начато, а при Коломане завершено завоевание Хорватии и входившей в её состав Далмации. После завоевания Хорватии и Далмации власть Венгерского королевства распространилась на многочисленное невенгерское, главным образом славянское, население. Особенно тяжким гнет венгерских феодалов был для словаков и населения Карпатской Руси, попавшего под власть Венгерского королевства одновременно со словаками. Если венгерские феодалы признавали существование в Венгрии особых областей — Хорватии и Далмации, то ни Словакии, ни Карпатской Руси в качестве самостоятельных территориальных единиц для них не существовало.

В результате захвата Хорватии и Далмации Венгерское государство оказалось соседом богатых торговых республик того времени — Венеции и Дубровника. Завсевание Венгрией выхода к Адриатическому морю вызвало беспокойство господствовавшей в Венеции купеческой олигархии. Но Венгерское государство в этот момент обладало достаточной силой и сумело противостоять Венеции.

Внешнеполитическое положение Венгрии в конце XI — начале XII в. было для неё благоприятно. Византия, которая начала вновь усиливаться при Комнинах, была в это время целиком занята войнами на своих азиатских границах. В Германии же борьба императоров с папами (в которую были вовлечены все крупные феодалы) отвлекала их от активной наступательной политики в юго-восточном направлении.

Для закрепления выгодного международного положения Венгерское государство стремилось к установлению прочных связей со своими северными и северо-восточными славянскими соседями, особенно с Русью, с которой венгерский народ непосредственно связывала общность интересов в борьбе не только с печенегами и половцами, но и с агрессивными устремлениями Германской империи. Сближение с Русью нашло своё выражение в браке Коломана с дочерью великого князя киевского Владимира Мономаха Евфимией. Однако эта политика дружественных связей с Русью, наметившаяся в конце XI — начале XII в. и имевшая в Венгрии много сторонников, дальнейшего развития не получила. Венгерская политика в результате утвердившегося в стране и особенно при дворе влияния немецких рыцарей и католического духовенства приняла иное направление. Уже в последние годы своего правления Коломан вмешался во внутренние дела Русского государства и сделал попытку завладеть Галицкой Русью. Подобная политика венгерских королей продолжалась и при преемниках Коломана Стефане II (1116 —1131) и Беле II (1131—1141).

Южнославянские государства в конце XII - начале XIII в.

Немецкие феодалы в Венгрии

Стремясь упрочить положение Венгрии на Балканах, Бела II пошёл на сближение с южными славянами и поддержал борьбу сербов за независимость. Но, вступая тем самым в конфликт с Византией, Бела II добивался одновременно укрепления своих связей с Германской империей. Поэтому немецкое влияние при королевском дворе продолжало усиливаться. Ещё сильнее оно проявилось при преемниках Белы II — Гейзо II (1141-1162) и Стефане III (1162—1172).

В первые годы царствования Гейзы II, пока он не достиг совершеннолетия, страной правила его мать — сербка Елена и её брат Белуш Урош. Тогда вновь наметилось стремление Венгрии вернуться к политике сближения с Русью. Это получило своё внешнее выражение в браке юного короля с русской княжной Евфросиньей Мстиславовной, внучкой Владимира Мономаха. Однако это сближение продолжалось недолго. Уже во второй половине 40-х годов Венгрия включилась в возобновившееся с особой силой наступление немецких феодалов на восток. Важнейшую роль в этом сыграла католическая церковь.

При Гейзе II венгерские феодалы устремились в Трансильванию, опираясь на поддержку германских колонистов, которых они поселяли в захваченных областях. Немецким поселенцам в Трансильвании (или, как их здесь называли, — «саксам») были даны исключительные привилегии: земля предоставлялась им в собственность, и они освобождались от всех повинностей, за исключением военной службы и уплаты определённого ежегодного чинша. Привилегии были даны также немецким поселенцам в венгерских городах. Такая политика способствовала ослаблению политической роли Венгрии в Европе. Вовлечённая в войну с Византией, Венгрия потеряла завоёванную раньше Далмацию и некоторые другие территории на юге и была вынуждена пойти на крайне невыгодные для неё договоры с венецианскими купцами, добившимися беспошлинного ввоза товаров в Венгрию.

Венгрия в XIII в. «Золотая булла» 1222 г.

Положение Венгрии, находившейся между двумя империями, которые вели активную завоевательную политику, т. е. Германской и Византийской, необходимость борьбы против набегов кочевых орд с востока и против нажима венецианцев с юго-запада создавали в ней условия для повышения роли военно-служилого феодального слоя — мелкого и среднего дворянства. В то же время на протяжении большей части XIII в. в стране не прекращались феодальные усобицы и королевская власть непрерывно слабела.

Венгрия, Трансильвания, Молдавия и Валахия в XIII в.

Король Андрей II (Андраш, 1205—1235) был втянут своим иностранным окружением и католическим клиром в совершенно чуждый интересам Венгрии четвёртый крестовый поход, а в дальнейшем — в связь с Латинской империей. Теми же кругами поощрялась бесплодная и вредная для интересов Венгрии война Андрея II против Галицкой Руси. Эта политика Андрея II, которая вела к непрерывному росту налогового бремени, падавшего на трудящееся население, усиливала недовольство в стране и вызывала протесты народных масс. Феодальная знать во время длительных отлучек короля, участвовавшего в бесконечных военных походах, расхищала государственные средства и ещё больше подрывала авторитет королевской власти. В стране нарастала феодальная анархия. Особенно усилились церковные магнаты.

Мелкие дворяне, в руках которых находилась военная организация в комитатах, воспользовавшись затруднительным положением Андрея в обстановке феодальной анархии и роста народных волнений, заставили короля созвать сейм и издать в 1222 г. «Золотую буллу» (т. е. указ с золотой печатью) о порядке управления государством. В этой булле в значительной мере были выражены политические стремления венгерского мелкого дворянства. Так, в начале «Золотой буллы» говорилось о необходимости утверждения «свободы» и «вольностей» для «всех знатных лиц» (т. е. всех феодалов, как крупных, так и мелких). Король должен был ежегодно созывать государственное собрание (сейм), причём все знатные лица, кто только хотел, могли свободно в нём участвовать. Эта формулировка указывала на стремление дворянства сделать сейм органом не только крупной знати, но и мелких и средних феодалов.

В одной из статей буллы говорилось о том, что никто из дворян не может быть заключён в тюрьму и наказан «в угоду какому-нибудь магнату». В других статьях предусматривались: свобода дворян и духовенства от государственных налогов; запрещение представителям государственной власти вступать на территорию дворянских поместий иначе, как по приглашению их владельцев; запрещение князьям вмешиваться в имущественные отношения дворянства, а также ряд других привилегий и «вольностей» для феодалов вообще и для мелкого дворянства в особенности. В последней — 31-й статье «Золотой буллы» — утверждалось право дворян оказывать сопротивление королю в случае нарушения им данных в «Золотой булле» привилегий. Ни о каких правах народных масс в «Золотой булле» не было и речи. Её авторы имели в виду не только сохранение, но и усиление феодальной эксплуатации крестьянства и увековечение его крепостного состояния.

В 1241 г. Венгрия подверглась опустошительному нашествию монголов, к которым присоединились куманы (поселившиеся в Венгрии половцы). Сопротивление венгерского народа нашествию кочевников не могло быть достаточно эффективным в обстановке постоянных внутренних феодальных усобиц. Завоеватели разорили страну, но были вынуждены уйти из неё уже в 1242 г. Немецкие феодалы и духовенство не только не оказали венграм никакой помощи против монголов, а, наоборот, использовали монгольское нашествие для усиления своего влияния в Венгрии.