История в лицах

оглавление

Федор Матвеевич Апраксин

Генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин Генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин (1661 - 1728 гг.)

Федор Матвеевич Апраксин родился в 1661 г. Он происходил из старинного дворянского рода, давшего немало известных военных и государственных деятелей, приумноживших славу земли русской. В возрасте 10 лет мальчик был пожалован в стольники к царю Федору Алексеевичу. После кончины царя управление государством перешло в руки его наследника — Петра I, а Апраксин остался в ближайшем придворном окружении в том же звании.

В 1689 г. произошло первое знакомство Апраксина с флотом, когда он с молодым Петром I принимал участие в играх на Плещеевском (Переяславском) озере, где была создана «потешная» флотилия.

В 1692 г. Апраксина назначили на должность воеводы Архангельска, единственного в то время морского порта России. Царь Петр возлагал на своего сподвижника большие надежды, отправив его к морю с важной государственной задачей — расширить морскую торговлю с западноевропейскими странами. В то время за навигационный период в порт приходило до 100 иностранных (преимущественно английских и голландских) судов.

Через год в портовый город прибыл царь с большой свитой, разместился на приготовленной для этого яхте «Святой Петр» и немедленно вышел в море. Плавание произвело на Петра I сильное впечатление. Он решил его повторить через год на новом корабле и с этой целью своими руками заложил на Соломбаль-ской верфи 24-пушечный корабль, поручив наблюдение за строительством воеводе.

Вернувшись в 1694 г. в Архангельск, Петр I со свитой и солдатами Преображенского и Семеновского полков совершил морское плавание до выхода в Северный Ледовитый океан. Воевода Апраксин подготовил для плавания два фрегата — «Святое пророчество» и «Апостол Павел» и яхту «Святой Павел». Царь остался доволен своим первым настоящим плаванием, после чего решил создать в России собственный морской торговый флот, построенный из местных материалов русскими мастерам и предназначенный для доставки отечественных товаров за границу.

Первыми отправились в плавание с русскими товарами суда «Апостол Павел» и «Святое пророчество». Их подготовка велась под непосредственным руководством Апраксина.

Во время своих поездок в Архангельск царь Петр убедился в правильности выбора кандидатуры на должность воеводы города, увидев в Апраксине творческого, преданного России человека. Возглавляя строительство нескольких кораблей и подготавливая первые торговые суда к походам в иностранные державы, Апраксин приобрел большой опыт, пригодившийся ему в дальнейшем.

После успешного завершения второго похода против Азова Россия получила выход к Азовскому и Черному морям, Апраксин за активное участие в операции получил чин полковника.

20 октября 1696 г. было положено начало создания Российского военно-морского флота на основании постановления Боярской думы, в котором говорилось: «Морским судам быть». В связи с этим в бассейне реки Дон развернулось строительство кораблей Азовского флота. Петр I принимал непосредственное участие в судостроении в качестве рядового плотника, корабельного мастера и проектировщика кораблей.

В 1697 г. Петр I выехал в Западную Европу в составе Великого Московского посольства, а для наблюдения и руководства за строительством флота оставил Апраксина. По возвращении российский царь, увидев целую эскадру из 10-ти парусных кораблей, 2-х галер и других судов, остался доволен работой своего сподвижника. Появление Азовской эскадры в районе Таганрога и Керчи произвело на турок огромное впечатление.

Достойной оценкой заслуг Апраксина стало его назначение в феврале 1700 г. на должность главного начальника Адмиралтейского приказа — высшего органа управления Российским военно-морским флотом. Находясь почти постоянно в Воронеже — главном центре кораблестроения государства, Апраксин лично контролировал строительство кораблей, их комплектование и вооружение. В это же время под его руководством был укреплен Азов, в Таганроге построена военно-морская база, а в устье реки Миус — Павловская крепость.

22 февраля 1707 г., после смерти адмирала Ф. А. Головина, Петр I назначил Апраксина на высшую должность управления военно-морским флотом — адмирала и адмиралтейского президента, а в 1708 г. он первым получил высшее воинское звание — генерал-адмирал русского флота. В связи с этим Апраксин стал заниматься вопросами как строительства, так и управления военной деятельностью флота.

С 1700 по 1721 г. Россия вела войну против Швеции, которая позднее получила название Северной войны. Ее итогом стала победа российской армии, в чем немаловажную роль сыграл Балтийский флот. Его строительство началось на второй год войны на верфях реки Сясь, а затем на Олонецкой.

В 1704 г. на отмели острова Котлин была заложена морская крепость Кроншлот, а с 1705 г. началось строительство кораблей на Адмиралтейской верфи в Петербурге.

В ходе Северной войны Апраксин неоднократно выступал в качестве командующего русским гребным флотом и руководителя совместных действий армии и флота. В 1707 г. он возглавил Балтийскую эскадру и в короткий срок устранил многие недостатки в отношениях между некоторыми начальниками соединений и кораблей благодаря своему опыту и авторитету.

Слабой стороной характера Апраксина, о котором хорошо знал Петр I, являлась его неуверенность и даже ожидание поражения при встрече с превосходящими силами противника. Однако это не помешало адмиралу одержать верх в борьбе со шведским корпусом под командованием генерала Либекера. В связи с этим Петр I повелел изготовить медаль с изображением Апраксина с одной стороны и флота, построенного в линию, с другой, а самому адмиралу пожаловал графский титул.

После победы над армией Карла XII центр военного противостояния перешел на побережье Балтийского моря, где при активном участии адмирала Апраксина русские моряки взяли сильную шведскую крепость Выборг. За проявленное военно-морское искусство адмирала наградили орденом Андрея Первозванного с вручением золотой шпаги, украшенной бриллиантами.

26 апреля 1713 г. гребной флот в составе более 200 кораблей с 16-тысячной армией на борту начал двигаться из Петербурга к Выборгу. Его командование возглавил адмирал Апраксин. 8 мая соединение взяло Гельсингфорс, а 28 августа 1713 г. русские войска без боя заняли Або. Величайшей заслугой Апраксина является хорошая подготовка гребного флота и десантного корпуса, а также умелое решение стратегических вопросов ведения войны.

Победа русского гребного флота у мыса Гангут в июле 1714 г. укрепила позиции России на море и еще раз подтвердила великолепные качества Петра Великого как государственного деятеля и военачальника. Граф Апраксин — командующий флотом — разделил с царем лавры победителя.

В июне 1717г. русская эскадра из 13 линейных кораблей и одного фрегата под командованием адмирала Апраксина подошла к острову Готланд и высадила десант в количестве 900 человек, который проник далеко в глубь острова и захватил большое количество съестных припасов. После этого экипажи шведских кораблей лишились возможности пополнять запасы продовольствия.

Овладев Финляндией, Петр I доверяет графу Апраксину управлять занятыми землями, а в декабре 1717 г. назначает его президентом Адмиралтейств-коллегий и сената.

В мае 1719г. граф Апраксин становится эстляндским генерал-губернатором, продолжая руководить армией и флотом на территории Финляндии. Чтобы ускорить заключение договора о мире со шведской стороной, Петр передал губернатору инструкцию, в которой говорилось о необходимости разорять шведские земли, но не грабить и ничем не досаждать при этом людям. Особый документ запрещал трогать церкви под страхом смертной казни.

В период с 1719 по 1721 г. русским военно-морским флотом проводились на шведском побережье различного рода мероприятия, ослабившие экономическую и военную мощь Швеции. В результате этого 30 августа 1721 г. был заключен мирный договор, по которому Россия получила выход к Балтийскому морю и вернула себе земли Карелии и Прибалтики. Петр I оценил заслуги Апраксина, вручив ему кайзер-флаг, то есть юридически подтвердив его звание генерал-адмирала.

После победы над Швецией началась подготовка к Персидскому походу, центром которой стала Астрахань. Морскими силами командовал граф Апраксин. В результате успешно проведенной в 1723 г. операции был заключен русско-персидский договор, по которому к России отходили Баку, Дербент и прилегающие к ним земли. Таким образом страна получили выход к Каспийскому морю.

В 1726 г. граф Апраксин стал членом учредительного Верховного тайного совета. Это была его последнее высшее государственное назначение.

10 ноября 1728 г. граф Апраксин скончался. Его похоронили со всеми воинскими почестями в склепе под церковью в Москве, в Златоустовском монастыре.



оглавление