Знаменитые морские путешествия и экспедиции

оглавление

Северная экспедиция под руководством Витуса Ионассена Беринга

Великой северной экспедицией называют Вторую Камчатскую экспедицию 1733—1743 гг. под руководством Витуса Ионассена Беринга. Пройдя между Чукотским полуостровом и Аляской (ныне Берингов пролив), его экспедиция достигла берегов Северной Америки и открыла ряд островов Алеутской гряды.

Еще в 1717 г. на встрече с известным географом Французской академии наук Г. Делилем в Париже царь Петр Алексеевич обменивался мнением об интересовавшем весь мир научном вопросе: соединяется ли Азия с Америкой? Или же между ними существует пролив? Эта же тема поднималась и на встрече Петра I с философом и математиком Г. Лейбницем. Данный вопрос очень волновал царя: дело в том, что европейские мореплаватели, стремясь достичь восточных берегов Азии, должны были обогнуть Африку, Индию — на такое плавание уходили годы. Вот и искали путь покороче. Поэтому сразу после окончания Северной войны (1700—1721) самодержец России обратил свой взор на Восток. В 1718 г. была организована секретная тихоокеанская экспедиция с участием выпускников Морской академии И. М. Евреинова и Ф. Ф. Лужина, которая составила карты западного побережья Камчатки, 14 островов Курильской гряды, что сослужило хорошую службу последующим исследователям.

Чуть раньше, в 1713 г., к царю обратился талантливый русский корабельный мастер Федор Степанович Салтыков с предложением построить корабли в устье Енисея и на них, «где возможно, кругом Сибирского берега исследовать, нет ли где каких островов, которыми можно было бы России завладеть. А если таких островов не окажется, то можно на этих кораблях путешествовать в Китай для торговли, в Европу и отпускать оттуда смолу и машты». Через год он вторично беспокоит царя с проектом поиска Северного морского пути, построив для этого не очень большие морские суда в Архангельске, Якутске, Березове (на Оби) и на Амуре. Поэтому неудивительно, что в декабре 1724 г. Петр I издает указ о создании «Сибирской экспедиции» под общим руководством ее организатора генерал-адмирала Ф. М. Апраксина.

В 1725 г. 6 января Петр I подписал инструкцию о первой Камчатской экспедиции, в которой говорилось: «Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте сделать один ли два бота с палубами. На оных ботах возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется, что та земля часть Америки. И для того искать, иде оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европейских владений... и сами побывать на берегу и взять подлинную ведомость, и поставя на карту приезжать сюды...»

Возглавить экспедицию поручалось капитану I ранга В. И. Берингу (которого между собой моряки называли просто Иван Иванычем).

В русский флот Беринг поступил в 1704 г. в чине мичмана. Сначала он служил на Балтийском флоте, потом на Азовском море (1710—1712), участвовал в русско-турецкой войне. В помощники Берингу были назначены лейтенант М. П. Шпанберг и унтер-лейтенант А. И. Чириков. Шпанберг, известный мореплаватель, в составе второй Камчатской экспедиции в 1731—1743 гг. командовал отдельным отрядом по исследованию Курильских островов и Японии, в трех плаваниях составил их подробную карту. С 1749 по 1761 гг. служил на Балтике и был произведен в капитаны I ранга (1751).

Унтер-лейтенант Чириков вскоре после поступления в Нави-гацкую школу был переведен в Морскую академию в Петербурге, блестяще ее закончил и, минуя чин мичмана, был произведен в унтер-лейтенанты. Служил в свое время на Балтике, преподавал в Морской академии (после строгого проверочного экзамена). Командовал несколькими кораблями (в 1725—1730 — ботом «Святой Гавриил»; в 1733—1743 — пакетботом «Святой Павел»). В 1741 г. он первым из европейцев открыл северозападное побережье Америки и ряд Алеутских островов. В результате его произвели в капитан-командоры.

Таким образом и сам командир, и его помощники оставили свой след в истории российского мореплавания.

Из Санкт-Петербурга экспедиция отбыла в январе 1725 г. и через два года добралась до Охотска. Здесь участники предприятия построили судно «Фортуна» и вышли на нем в Охотское море. После рейда в Большерецком остроге, совершив 900-километровый переход в зимних условиях, экспедиция вышла на побережье Тихого океана и остановилась в Нижне-Камчатске. Сюда же были доставлены все необходимые инструменты, такелаж, парусная оснастка, дельные вещи и пр. Сразу же приступили к постройке дубель-шлюпки «Святой Гавриил» с палубой. Судно имело длину 18 м, ширину 4 м, осадку 2,5 м и водоизмещение около 90 т. Работали очень быстро, и поэтому уже через 4 месяца «Святой Гавриил» был спущен на воду.

Экипаж состоял из 44 человек. 13 августа 1728 г. на 65 градусе северной широты «на консилии» при обсуждении плана дальнейших действий Шпанберг предложил подняться до 66 градусов северной широты, а затем вернуться. Чириков предлагал дойти до устья реки Колымы, «в случае препятствия ото льдов, зазимовать против Чукотского Носу» По решению капитан-командора экспедиция еще продвинулась к северу и на широте 67 градусов 19 минут северной широты повернула назад.На обратном пути ими был открыт остров Ратманова, а 2 сентября они бросили якорь в устье реки Камчатка. В Охотск они вышли только летом следующего, 1729 г. А летом 1930 г. небольшая группа участников экспедиции вернулась в Санкт-Петербург. Здесь Беринг тяжело заболел: невзгоды и лишения, смерть пятерых детей, сопровождавших его до Охотска, подорвали здоровье капитана-командора. Адмиралтейств-коллегия так и не признала за ним открытие пролива и дала новое предписание: исследовать более детально побережье Ледовитого и Тихого океанов, а главное, преодолев пролив, дойти до берегов Америки. Это плавание состоялось только через несколько лет.

Пока в Петербурге шла подготовка к новому путешествию, на Дальнем Востоке дела не останавливались. В 1732 г. «Святой Гавриил» вновь вышел в море. Экспедицией командовал штурман И. Федоров, а помогали ему участники первой экспедиции В. Беринга — геодезист М. Гвоздев и штурман К. Мошков. Пополнив запасы пресной воды 5 августа у мыса Дежнева, взяли курс на восток и вскоре подошли к мысу Принца Уэльского, к той самой таинственной Большой земле. И. Федоров и М. Гвоздев положили на карту северо-западное побережье Америки, точнее Аляски, задолго до того, как это сделали мореплаватели других стран; по записям в судовом журнале нанесли на карту маршрут следования с новыми открытыми тремя островами.

Добравшись той же дорогой до Охотска, Беринг с командой начали строительство судов для своей экспедиции. В Охотске создали мастерские по пошиву парусов и изготовлению снасти стоячего и бегучего такелажа. Крепежный материал и дельные вещи изготовляли для них на уральском заводе и отправляли в Якутск. Там же построили небольшой железоделательный завод. В Охотске же строились небольшие суда первой очереди и ремонтировались «Святой Гавриил», «Фортуна», на которых должна была выйти в море японская экспедиция Шпанберга. Со стапелей сошли бригантина «Архангел Михаил» и трехмачтовая дубель-шлюпка «Надежда». После пополнения запасов воды и продовольствия (в 1739—1740), работы пошли быстрее, увеличилось число судостроителей.

Так как работами руководили талантливые корабельные мастера Рогачев и Кузьмин, а сами корабелы трудились с великим старанием, пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» спустили на воду относительно быстро.

Пакетбот «Святой Павел» экспедиции Беринга Пакетбот «Святой Павел» экспедиции Беринга

При полном артиллерийском вооружении их можно было бы отнести к классу корветов, но, так как они имели только по 7 орудий, а экипаж не соответствовал штатам военного судна, их отнесли к пакетботам. Это были двухмачтовые суденышки длиной по килю 24,5 м, шириной около 6,75 м, с осадкой 2,5 м, что позволяет определить их водоизмещение — около 200—220 т. По современной классификации суда следует отнести к экспедиционным.

В этот раз Беринг отказался от сухопутного маршрута, и суда 8 сентября 1740 г. вышли в море. Сделав заход в Болыперецк, они обогнули мыс Лопатку и в октябре того же года бросили якорь в Авачинской губе, где позже появился город-порт, названный в честь пакетботов Петропавловском. Командовал экспедицией Беринг, его заместителем был Чириков, он же являлся и командиром пакетбота «Святой Павел», сам капитан-командор командовал «Святым Петром».

В экспедиции принимали участие старший штурман С. Хитрово; штурман А. Эзельберг; подштурманы X. Юшин; В. Хмелевский; И. Верещагин и человек трудной судьбы лейтенант Д. Ов-цын, который в 1738 г. был арестован и разжалован в матросы. Однако после окончания экспедиции его восстановили в звании, а в 1749 г. произвели в чин капитана II ранга. Все они составили экипаж пакетбота «Святой Петр» (всего 77 человек).

В экипаж «Святого Павла» из 75 человек, кроме Чирикова, входили лейтенанты И. Чихачев и М. Плаутин; старший штурман А. Дементьев, штурман И. Елагин. Грузоперевозку на ботах между Охотском и Камчаткой осуществляли мореплаватели Н. Треска, И. Бутан, Я. Гене, М. Петров и Л. Казимиров. После зимовки оба пакетбота вышли в море (4 июля 1741), проложив путь к берегам Америки. На параллели 49 градусов северной широты они повернули на северо-восток и потеряли друг друга в тумане, так и не встретившись до конца плавания.

«Святой Петр» подошел к берегам Америки на широте 58 градусов 14 минут 16 июля; через 4 дня путешественники открыли остров Святой Илья, затем острова Кадьяк и Туманный, подошли к берегам полуострова Аляска и открыли острова, названные Евдосеевскими. К этому времени весь экипаж корабля сильно страдал от цинги, поэтому 30 августа «Святой Петр» вынужден был бросить якорь у острова Шмагина (на широте 54 градуса 48 минут), названного в честь умершего матроса, похороненного здесь же. Отсюда судно взяло курс на Камчатку. Обратный путь дался команде нелегко: «Святого Петра» постоянно сопровождали штормы, вконец изматывая больных людей; временами некому было управлять кораблем, не хватало воды, продовольствия. 4 ноября с борта увидели землю, первоначально приняв ее за берега Камчатки, но это был остров, названный впоследствии в честь Беринга. Подойдя к земле, судно не смогло встать на якорь вследствие того, что якорные канаты не выдержали, и корабль, переброшенный волной через каменную гряду, ударившись днищем о рифы, оказался в небольшой лагуне, где и сел на грунт. Здесь остались зимовать. Из 77 человек в живых оставалось 46. Беринг умер 8 декабря 1741 г.

Под руководством корабельного плотника С. Стародубцева, участвовавшего в строительстве «Святого Петра» и «Святого Павла», началась постройка судна из разбитого пакетбота. Разбирать «Святого Петра» начали в первых числах апреля, а 6 мая 1742 г. уже заложили киль нового судна. В дело пошли все части разбитого «Святого Петра»: киль и форштевень вытесали из грот-мачты пакетбота, а ахтерштевень из оси шпиля. Длина нового судна по килю составила 12,2 м, ширина 3,96 м, высота борта 1,97 м, осадка 1,52 м, водоизмещение оказалось около 40 т. В корме была каюта для трех офицеров, на носу — камбуз. Смолу для конопатки корпуса удалось выпарить из обрывков якорного каната. Постройку завершили к концу июля, а в начале августа пакетбот спустили на воду. Еще три дня ушло на установку мачт, такелажа и подвязку парусов. Для балласта использовали балластные чушки с пакетбота (которые удалось поднять) и пушечные ядра. Новое судно назвали «Святой Петр».

Судно «Святой Петр» Судно «Святой Петр»

Получился гукор, на котором в дополнение к парусам было еще четыре пары весел. Он имел одну мачту и парусную оснастку, типичную для класса этих судов. Была на нем и спасательная шлюпка. В море вышли 13 августа 1743 г. и опять попали в шторм. Корпус дал течь, пришлось выбросить балласт и устранить повреждение. Вскоре показались берега Камчатки, и экипаж бросил якорь на рейде Авачинской губы. После этого новострой «Святой Петр» плавал между Камчаткой и Охотском до 1755 г. Его строитель С. Стародубцев был отмечен по представлению руководства экспедиции различными наградами, вернулся домой и построил еще несколько мореходных судов.

Потеряв «Святого Петра», А. Чириков повел «Святого Павла» на ост-норд-ост и к середине июля подошел к берегам Америки. На берег была послана шлюпка под командованием штурмана А. Дементьева с десятью моряками. Обратно они не вернулись. Спустя 6 дней ушла другая шлюпка, но и она не возвратилась. По-видимому, оба отряда высадились на берег, но прибой не позволил им приплыть на корабль. Потеряв надежду на возвращение членов экипажа, 26 июля А. Чириков приказал поднять паруса, так как на борту моряки страдали от цинги и их жизни угрожала опасность. Да и сам он был практически при смерти, но продолжал командовать судном и вел бортовой журнал. Его место на мостике занял штурман И. Елагин. Только 11 октября 1741 г., пакетбот «Святой Павел» смог бросить якорь в Авачинской губе (потеряв при этом 24 человека экипажа). Переболев «жестокой цинготной болезнью», он вновь приступил к командованию судном и покинул авачинский рейд.

В этот раз был открыт остров Федора (ныне Атту). Но неблагоприятные штормовые ветры сильно мешали работе экспедиции, и пришлось вернуться обратно. С борта судна они видели остров Беринга, где в то время находились остатки команды со «Святого Петра». Но Чириков не знал об этом и не подошел к нему.

Два года (с 1772 по 1774) ушло у офицеров на составление отчета по результатам экспедиции. Работа выполнялась штурманами И. Елагиным, X. Юшиным, С. Хитрово и С. Вакселем. И только еще через год (в 1775) А. Чириков доложил в Петербург начальству о результатах экспедиции. Он был отмечен милостью монарха и произведен в капитан-командоры, а через три года, в возрасте 45 лет, он умер, отдав морю 20 лет своей жизни.

Материалы экспедиции были полностью учтены при составлении в 1746 г. «Карты генеральной Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морское плавание западных американских берегов и острова Япона».

Вот что писал об экспедиции Беринга известный английский мореплаватель Джеймс Кук: «Я должен воздать справедливую похвалу памяти почтенного капитана Беринга: наблюдения его так точны и положение берегов означено столь правильно, что с теми математическими пособиями, какие он имел, нельзя было сделать ничего лучше. Широты и долготы его определены так верно, что подобно сему удивляться...»

Дело великих мореплавателей было продолжено, и по их следам устремились к новым землям и промысловым районам русские промышленники, которые занимались не только промыслом рыбы и зверя, но и во многом способствовали уточнению навигационных карт и пособий. Именем великого мореплавателя и капитана-командора российского флота назван остров, на котором он умер во время зимовки, одно из северных морей и пролив на севере Тихого океана. Спустя много лет благодарные потомки назвали экспедицию Беринга Великой.


оглавление