История в лицах

оглавление

Дмитрий Николаевич Сенявин

Дмитрий Николаевич Сенявин родился 6 августа 1763 г. в деревне Комлево Боровского уезда (ныне Боровского района) Калужской губернии.

Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин (1763—1831 гг.)

Он происходил из небогатой дворянской семьи, представители которой начали военно-морскую службу еще при Петре I.

Интерес к флоту и морю появился у мальчика в раннем возрасте. В доме Сенявиных находилось множество различных картин и гравюр морских сражений, моделей парусных кораблей, портреты моряков, морские инструменты, карты и др. Поэтому не для кого не было неожиданностью поступление юноши в феврале 1773 г. в Морской кадетский корпус.

В 1771 г. в большом пожаре на Васильевском острове сгорело здание корпуса и его временно перевели в Кронштадт. В связи с этим резко понизился уровень подготовки офицерских кадров. По этой же причине снизилась успеваемость Сенявина. Ситуацию с нерадивым кадетом исправили его дядя, капитан I ранга И. Ф. Сенявин, и старший брат Сергей — выпускник Морского корпуса. Дмитрий изменил свое отношение к учебе, за три года изучил необходимые науки и был готов в офицеры.

В 1773 г. Сенявина произвели в гардемарины. В 1778 г. он совершил свое первое плавание в Ревель на линейном корабле «Переслава», а в апреле 1779 г. вошел в состав группы гардемаринов отряда кораблей Балтийского флота. Отряд возглавил контрадмирал С. П. Хметевский, в задачу которого входила охрана русских судов в Баренцевом и Норвежском морях. Из похода Дмитрий Сенявин вернулся уже достаточно опытным моряком, получившим прекрасные аттестации руководителей.

Весной 1780 г. Сенявин закончил Морской кадетский корпус, получив чин мичмана и назначение на линейный корабль «Князь Владимир». Он отправился к берегам Португалии для защиты российских границ. Плавание длилось больше года, а после его окончания Сенявин был признан самым подготовленным и опытным моряком среди молодых офицеров.

В 1782 г. Сенявина направили для прохождения дальнейшей службы на Азовское море, где он осуществлял охрану русских кораблей от турецкого флота.

После длительных переговоров с турецким правительством в апреле 1783 г. Крым перешел к Российской империи. В связи с этим началось строительство Севастопольской морской базы, под руководством контр-адмирала Ф. Ф. Мекензи, и его флаг-офицера лейтенанта Сенявина. Большое влияние на Сенявина оказало появление в составе Севастопольской эскадры капитана 1 ранга Ф. Ф. Ушакова. Сенявин стал добиваться перевода на корабли в качестве командира. Только по причине заболевания лихорадкой в 1786 г. командование приняло решение назначить его командиром пакетбота «Карабут».

В конце лета 1787 г. Сенявин — флагман-адъютант нового командующего эскадры М. И. Войновича — участвует в походе к югу вдоль побережья Черного моря на флагманском корабле «Слава Екатерины». Недалеко от Варны эскадра попала в сильный шторм, причинивший огромный ущерб русским кораблям. Этот эпизод явился проверкой мужества и профессионализма моряков. По возвращении Сенявин получил чин капитан-лейтенанта.

Первое боевое крещение Сенявин получил 3 июля 1788 г. в сражении при острове Фидониси. По приказу князя Потемкина он доставил донесение о победе в Петербург императрице Екатерине II, за что она наградила молодого капитан-лейтенанта 200 червонцами и табакеркой, осыпанной бриллиантами. По возвращению Сенявин произведен в капитаны II ранга и в генерал-адъютанты Потемкина.

Близкое общение молодого флотоводца с государственными и военными деятелями явилось для него отличной школой. В сентябре 1788 г. он становится во главе специального отряда из пяти кораблей, предназначенного для набеговых операций на турецкие порты Анатолийского побережья. В результате умело организованной операции 16-19 сентября было уничтожено 11 судов противника, а еще 2 захвачены в плен, в то время как русские корабли вернулись в порт практически без повреждений.

После этого Сенявин был награжден орденом Святого Георгия 4-ой степени и назначен командиром захваченного у турок линейного корабля, переименованного в «Леонтия Мученика».

Затем, после выполнения ответственного поручения по проводке в Севастополь нового линейного корабля «Владимир», затертого во льдах, Сенявина наградили орденом Святого Владимира 4-й степени, а в начале 1789 г. назначили командиром только что построенного 80-пушечного корабля «Иосиф II».

В марте 1790 г. Сенявин — командир фрегата «Навархия Вознесение Господне», участника сражения у мыса Калиакрия. Имевшие место в этот период неоднократные ссоры между Сеняви-ным и Ушаковым возникали по причине особенностей их характеров: прямолинейности, яркой индивидуальности и горячности. При этом Сенявин отличался некоторой несдержанностью. Однако следует сказать, что оба они были благородными и бескорыстными людьми, поэтому все недоразумения между талантливым учителем и благодарным учеником всегда быстро разрешались с помощью графа Потемкина.

В начале 1796 г. Сенявина произвели в капитаны I ранга и назначили командиром строившегося 74-пушечного корабля той Петр», с которым он участвовал в Средиземноморской диции. В ходе нескольких операций при непосредственном участии Сенявина были освобождены остров Святой Мавры и Корфу.

Вернувшись после этого в Севастополь, Сенявин получил назначение капитаном Херсонского порта, а в 1803 г. его произвели в контр-адмиралы, и он стал командиром Севастопольского порта. С 1804 г. его перевели на Балтику на должность старшего морского начальника Ревеля.

После заключения русско-английского договора о совместной борьбе против Франции в марте 1805 г. в Кронштадте формируется эскадра из 5 линейных кораблей, 1 фрегата и 2 вспомогательных судов, командование над которой принял вице-адмирал Сенявин. 18 января 1806 г. эскадра добралась от Кронштадта до Корфу, благополучно минуя французские военные корабли. Здесь вице-адмирал возглавил командование всеми морскими и сухопутными российскими силами, сосредоточенными на Ионических островах. В их число вошло 11 линейных кораблей, 5 корветов, 7 фрегатов, 7 бригов, 12 канонерских лодок и почти 15 000 пехотинцев.

Основной задачей российских войск была оборона турецкого и греческого побережья от нападения французов. Используя приобретенный опыт и знание военно-морского искусства, Сенявин самостоятельно принял решение о начале наступательных действий, не дожидаясь появления противника, в трех направлениях: первое — области Бокка-ди-Каттаро и Черногория, второе — французские морские коммуникации, третье — защита греческих торговых судов и российских морских сообщений. Благодаря умело выработанному плану и героизму моряков, флот совместно с армией добился значительных результатов. Контр-адмиралом широко применялась систематичность в действии сил, была организована разведка коммуникаций, точно определялись основные направления и наиболее удобные позиции для кораблей и т. д.

Когда в мае 1806 г. по требованию Наполеона австрийские власти задержали в порту Триеста бокезские торговые суда под российским флагом, вице-адмирал Сенявин прибыл туда во главе отряда кораблей. Они встали на якорь напротив австрийских береговых батарей, потребовав дать разрешение торговым судам под российским флагом покинуть порт. После этого военный адмирал Цах предложил кораблям отряда отойти от берега на расстоя--ние пушечного выстрела. Сенявин ответил, что сделает это после того, как австрийцы выстрелом укажут требуемое расстояние. Используя в дальнейших переговорах свое дипломатическое искусство, вице-адмиралу удалось добиться того, что через час торговые суда под российским флагом и отряд военных кораблей под командованием Сенявина благополучно покинули порт.

18 декабря 1806 г. Турция под давлением Наполеона объявила войну России. Возглавляя руководство русским флотом в 1807 г., Сенявин успешно провел ряд крупных военных операций в Средиземном море, наиболее значимыми из которых являются Дарда-нелльское и Афонское сражения.

Однако 25 июня 1807 г. Александр I с Наполеоном подписывают Тильзитский договор, по которому Россия возвратила Франции все острова и земли на Балканском полуострове и вывела свои войска из Средиземного моря. Таким образом аннулировались все победы Д. Н. Сенявина, Ф. Ф. Ушакова и российского флота.

Выполнив распоряжения императора, 19 сентября русская эскадра под командованием вице-адмирала отправилась на Балтику вокруг Европы. Получив во время нескольких бурь сильнейшие повреждения, русские корабли были вынуждены сделать длительную остановку в Лиссабоне, который вскоре захватила французская армия. 1 марта 1808 г. Сенявин получает приказ императора о вступлении эскадры в подчинение командующего французскими войсками генерала Жюно. Только благодаря незаурядным дипломатическим способностям контр-адмиралу удалось уклониться от подчинения французам, а затем, когда в августе Лиссабон был занят англичанами, договориться о соглашении сохранять русские корабли до заключения мира между Россией и Англией и доставить экипажи кораблей на родину за счет англичан.

По возвращении в Петербург в 1810 г. Сенявин был назначен Александром I на второстепенную должность командира Ревель-ского порта, а в 1813 г. уволился в отставку.

На государственную службу Сенявин вернулся лишь в 1825 г. при Николае I, а в 1826 г. его произвели в адмиралы. Он командовал флотом до 1830 г., неоднократно проявляя военно-морское искусство и получив в награду алмазный знак ордена Александра Невского.

5 апреля 1831 г. Дмитрий Николаевич Сенявин скончался и был похоронен в соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.



оглавление


Более полную информацию ищите на сайте.